?

Log in

No account? Create an account
Литературный сюжет как психиатрический диагноз - Коммик, Just Коммик
March 7th, 2016
06:26 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Литературный сюжет как психиатрический диагноз
Originally posted by d_drk at Литературный сюжет как психиатрический диагноз
Борхес утверждал, что в литературе существует только 4 сюжета. «Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде».

Первая, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют греки.

Вторая тоже принадлежит Гомеру. Это история о возвращении Улисса к берегам родной Итаки, одиссея в потерянный рай, страну детских грез.

Третью историю – о поиске - Борхес считал разновидностью второй. Это поиски Золотого Руно, Священного Грааля.

Последняя – о самоубийстве бога. Легенда о возлюбленном Матери Богов Кибелы Аттисе, наказанном за измену безумием и смертью. История Христа, добровольно принявшего  мученическую смерть на Голгофе.

На первый взгляд кажется, что безошибочное литературное чутье подвело Гомера XX столетия - сюжетов намного больше. Особенно если учитывать массовую литературу. Куда, к примеру, отнести детективный жанр? Анну Каренину или Братьев Карамазовых?

Тем не менее – Борхес прав.

Каждый выделенный писателем «цикл» можно соотнести с одной из трех ключевых психических патологий, которыми в той или иной степени страдают подавляющее большинство людей.

История об осажденном городе соответствует, выражаясь терминологией английского психоаналитика Мэлани Кляйн,  «паранойидальной позиции». Паранойик всю свою жизнь живет в осажденной Трое. Его окружают враги, они готовят коварные замыслы, подстерегают за каждым углом. Таким образом, детективный жанр смело можно отнести к первому циклу. Он отражает  паранойидальное мировоззрение («убийца находится в этой комнате, это, конечно, же самый близкий и родной человек, на которого ну никогда бы не подумал»), чем и объясняется широкий успех подобного чтива у широкой публики. Если предположить, что когда-нибудь человечество в полном составе сможет исцелиться от психических недугов, и таким образом литература умрет, детектив станет последней опубликованной историей.

История об одиссее домой и поиске Грааля – это шизоидная утсановка. Шизоид вечно стремится обрести утерянный рай (регрессировать к раннему детству) или отыскать свое волшебное Золотое Руно. Что в общем-то одно и то же. В любимом человеке он видит проекцию своих детских фантазий, и когда по прошествии времени убеждается, что это не так, отношения заканчиваются. Шизоид может жить только в мире грез, реального мира для него просто не существует. Фантастика и особенно фэнтези идет сюда. Если, конечно, она не паранойидальная. Тогда – осажденный город, архетипический сюжет №1.

Сложнее всего дело обстоит с историей номер три. Но только на первый взгляд. История о самоубийстве бога – это, конечно же, невротики с их комплексом иррациональной вины. Нет большего наслаждения для невротика, чем перечитывать Достоевского. От живописаний мук совести Родиона Раскольникова или Алеши Карамазова сладко посасывает под ложечкой, репрессированная психическая боль получает долгожданный катарсис. В бессознательном у каждого из нас имеется это иррациональное чувство вины – таков побочный продукт культурного воспитания. Подозреваю, что большинство преступлений совершаются с целью разгрузить психику, перевести бессознательное чувство вины в сознательную форму. Иначе чем объяснить, почему преступников так тянет на место совершенного преступления? Катарсиса им не хватает просто, а тут заново все переживают, перегруженной психики хоть немного, но становится полегче. Как хорошо, что у нас имеется литература! Федор Михайлович своим самоотверженном литературным трудом не одну слезинку ребенка спас, это к гадалки не ходи.

Кстати, ведь и Анна Каренина о том же – о чувстве вины. Очень Льва Николаевича беспокоила эта тема – супружеской неверности. У нашего любимого графа именно на этой почве бзик приключился. Это в его последних литературных шедеврах особенно заметно. "Крейцерова соната". "Дьявол". Ну, а Анна Каренина - шедевр шедевров, конечно. Так бедняжка из-за супружеской неверности мучилась, что аж под паровоз сиганула. А как иначе, если вина?

Вот ведь парадокс. Зайди в любой книжный на Западе, посмотри на полку русской литературы и что там увидишь. Анну Каренину и Братьев Карамазовых. О чем лучше всего может написать русский? Так ведь ясно о чем – о чувстве вины.

Может, надо было как англичане, к сюжету № 1 стремиться?

Кросс-пост в litstudy

Tags: ,

(Leave a comment)

Powered by LiveJournal.com