?

Log in

Можно ли изучать закон джунглей, наблюдая домашних котов? - Коммик, Just Коммик
June 1st, 2016
09:23 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Можно ли изучать закон джунглей, наблюдая домашних котов?
Очевидно, нет. Так, моя кошка иногда ловит мелкую живность, но никогда, насколько я знаю, её не ест -- это явно не поведение обитателя джунглей.

Однако это присказка, меня больше интересует не закон джунглей, а демократия и либерализм.

Черчиллю приписывают слова: "Демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени." Откуда это известно? Потому что и демократия пробовалась время от времени. То есть это просто обобщение экспериментальных данных. Надеюсь, теперь понятно, при чём здесь кошки.

Демократия -- это воплощение в той или иной форме свободного выбора свободных людей, и потому она тесно ассоциирована с либерализмом. Естественно предположить, что проверять демократию экспериментально надо на множестве свободных людей, точно так же, как изучать закон джунглей надо на множестве диких животных. И, наоборот, проверка демократии на множестве несвободных людей подобна изучению закона джунглей на домашних кошках -- результат будет малополезным.

Но выводы о демократии делались до сих пор на основании отнюдь не чистого эксперимента, потому что свободных людей человечество еще, по счастью, не видывало.

В самом деле, с одной стороны, недемократическая Германия до 1918 года прекрасно развивалась экономически, научно и культурно. С другой стороны, в англо-саксонских странах с традициями демократии в течение ста и более лет -- в этих странах вплоть до последних нескольких десятилетий народы были воспитаны в жестких традициях протестантской, в частности, пуританской культуры, и их экономический успех объясняют не столько демократией, сколько пресловутой протестантской этикой. Пуританство же, пожалуй, не менее далеко от свободы, чем, скажем, сталинизм. Строгая иерархия, дисциплина, контроль над словом и мыслью -- в этой обстановке росли англо-саксонские дети, и в этой обстановке они оставались, становясь взрослыми. Хотя и понимаемые в христианском смысле как ереси, пуританство, как и, например, сталинизм сходны в том, что они тянули людей вверх, от животного состояния к высшим духовным идеалам.

Таким образом, нам доказывают успехи демократии на примере её реализации на множестве людей, созданных далеко не либеральными культурой и идеологией, поэтому это доказательство недобросовестно или попросту фальшиво.

Дайте-ка нам посмотреть на настоящую демократию в обществе свободных людей! Мы, кажется, сможем её вскоре увидеть, поскольку производство свободных людей поставлено сейчас на поток, после полной дискредитации религий и всеобщего отказа от признания единых общепринятых моральных ценностей и установок. Гей-парады, к примеру, как раз и являются ростками пробуждающейся настоящей демократии, и то ли еще будет! Либерализм, в отличие от пуританства и сталинизма, освобождает человека от навязывавшегося ему до сих пор призыва выдавить из себя животного; наоборот, либерализм вольно или невольно полагает, что человека нужно отпустить обратно, в джунгли, дать ему раскрепостить своё животное нутро, и именно это происходит сейчас на наших глазах.

Будет ли блажен тот, кто посетит сей мир в его минуты роковые, когда свобода его встретит радостно у входа? Скорее, он проклянёт тот день, когда родился...

Tags: , , , ,

(Leave a comment)

Powered by LiveJournal.com