?

Log in

No account? Create an account
"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе - Коммик, Just Коммик
July 24th, 2017
12:06 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе
Давным давно, во время оно, существовало великое государство, называемое "Советский Союз". Дети в этом государстве ходили в школу, где государство хотело сделать из них хороших граждан. Одним из методов достижения этой цели было преподавание русской классической литературы. Литература рассматривалась государством не как средство развлечения для её потребителей, с одной стороны, и средство заработка для авторов, с другой, а как вид человеческой деятельности, который призван усовершенствовать личность советского человека и приблизить её к идеалу -- см. стихотворение Некрасова, цитату из которого я привёл в заголовке.

Восприятие литературы должно было быть не столько удовольствием, сколько нравственным трудом: школьников прежде всего учили находить разумное, доброе, вечное в предлагаемых для изучения литературных произведениях, для чего последние подвергались интенсивной вивисекции, позволяющей, скажем, обнаружить вскрытие нарыва лишнего человека в "Евгении Онегине" или "Герое нашего времени". Сами авторы указанных произведений, вероятно, чувствовали себя чрезвычайно дискомфортно в своих гробах во время уроков литературы, узнавая о своих произведениях много нового, о чём они сами и не подозревали.

Вероятно, этот подход был заложен неистовым В.Г.Белинским, который писал: "В гнусной российской действительности только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед." Он, таким образом, рассматривал литературу как средство, в то время единственное, для развития общества.

Однако попытки обнаружить значение в неудачно выбранных произведениях, в которых оно, возможно, даже и не предполагалось авторами, приводило, скорее, к отрицательному эффекту -- как минимум, к сильной неприязни школьников к урокам литературы. А произведения выбирались в большинстве неудачные, взятые из списка предпочтений Белинского и его последователей в XIX веке, в силу того, что тогда удачных произведений и быть-то не могло, поскольку все авторы принадлежали к российской элите, чуждой русскому народу, состоявшей с ним в отношениях "колонизатор-колонизируемые".

Другими словами, советские просветители взяли небесспорную идею Белинского и применили её к негодному материалу -- к Пушкину, Лермонтову, Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Некрасову и тому подобной поэзии -- пытаясь извлечь из него подтверждения морального кодекса строителя коммунизма. Поскольку коммунизмом у этих авторов и не пахло, решили идти от противного: продемонстрировать с их помощью эту самую гнусную российскую действительность, которая безусловно была гнусна, но понимание авторами этой гнусности, если оно и присутствовало, было совсем не таким, каким оно было с советской точки зрения.

Здесь надо учитывать еще и шизофрению советского сознания, в котором смешались идеалы коммунизма с трепетно-почтительным отношением к западной культуре. Поэтому классические авторы, которых включали в школьную программу, должны были непременно быть одобрены Западом, то есть признаваться Западом крупными писателями.

Вот, например, почему в школьную программу было включено изучение "Преступления и наказания" Достоевского? Этот автор, конечно, признан на Западе, но герой-то его произведения совсем не хорош! Очевидно, обоснованием послужила второстепенная сюжетная линия романа, связанная с мытарствами семьи Мармеладовых. Будь советская педагогика более объективна и трезвомысляща, она могла бы увидеть, что роман этот насквозь фальшив, и что притянуть его к советским идеям можно было только за уши, а потому вообще не следовало этого делать.

Посмотрим на этот вопрос немного с другой стороны. Возьмем для примера меня -- советского старожила. Я -- человек в высшей степени советский, можно считать, идеал советскости. И что же, способствовал ли этому школьный курс русской литературы, который я старался добросовестно, как и полагалось советскому школьнику, изучать? При всём моём старании, четырехтомник "Войны и мира" я так и не осилил, а потому оценить масштабы толстовской глыбы так и не смог; Толстой для меня определенно не стал светочем и авторитетом. "Преступление и наказание" Достоевского -- наверное, худший выбор для школьного преподавания, создававший у школьников лишь ассоциацию этого автора с тяжелой депрессией.

В то же время есть множество прекрасных знатоков и ценителей Толстого и Достоевского, которые являются мерзавцами, в частности, антисоветчиками.

Что же получается в итоге? Я стал хорошим советским человеком отнюдь не благодаря Толстому и Достоевскому, в то время как многие ценители этих авторов стали мерзавцами и предателями своих народа и Родины. Здесь усматривается скорее отрицательная корреляция между преподаванием литературы и развитием достойного гражданского сознания.

Прихожу ли я к либеральному выводу, что надо собрать бы книги все да сжечь? Нет, но вопрос способа и качества преподавания литературы в школе нуждается в серьезном переосмыслении.

Tags: , , ,

(105 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:tramell_mister
Date:July 24th, 2017 05:28 pm (UTC)
(Link)
Может ли государство, в котором нужно стоять в очереди за туалетной бумагой, считаться великим ?
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 05:31 pm (UTC)
(Link)
Таким засранцем, как ты, -- никогда!
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:68bis
Date:July 24th, 2017 05:40 pm (UTC)
(Link)
Это вам кажется. Недаром школьная программа сегодня сильно переделана.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:naina555
Date:July 24th, 2017 05:38 pm (UTC)
(Link)
У вас плохая учительница была.

[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 05:39 pm (UTC)
(Link)
Вот это совершенно верно!

Да были ли хорошие?
[User Picture]
From:68bis
Date:July 24th, 2017 05:38 pm (UTC)
(Link)
О советской школе вы написали чепуху. Наслаждайтесь нынешней программой по литературе.
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 05:39 pm (UTC)
(Link)
Про нынешнюю ничего не знаю. подозреваю, что там АдЪ и Израиль...
[User Picture]
From:livejournal
Date:July 24th, 2017 05:43 pm (UTC)

"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан":

(Link)
Пользователь naina555 сослался на вашу запись в своей записи «"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе » в контексте: [...] можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе [...]
[User Picture]
From:elijah_crow
Date:July 24th, 2017 05:50 pm (UTC)
(Link)
"преподавание русской классической литературы." (...) "средство заработка для авторов" - Э-ээ? Ну ладно, проехали...

Вообще, посредством уроков литературы ученик должен усвоить три вещи: 1) историю через призму классической литературы 2) развитие художественной литературы и философской мысли (все-таки связанные вещи) 3) навык работы с художественным текстом (это и умение его пересказать, проанализировать - хотя бы высказать какие-то мысли по его поводу и т.д., вплоть до обогащения лексикона)

Все.
В этом смысле выбор литературных произведений не всегда удачен, но без "Войны и Мира" все-таки не обойтись. И его не обязательно "осиливать", честно говоря. Большую часть русской классики читать невозможно. Русская литература стала по-настоящему массовой, зрелой и читабельной только в XX веке, по-большому счету.
Попытки внести туда
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:zabriski
Date:July 24th, 2017 06:00 pm (UTC)
(Link)
очень нуждается

как и само преподавание

я работала в лаборатории литературы НИИ ХВ АПН СССР в 80-х

любопытно, как изменились методички с тех времён
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 06:01 pm (UTC)
(Link)
Вы думаете, они изменились в лучшую сторону?
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:glavbuhdudin
Date:July 24th, 2017 06:14 pm (UTC)
(Link)
Тема сисек не раскрыта.
[User Picture]
From:mercibo
Date:July 24th, 2017 06:27 pm (UTC)
(Link)
Сплошные парадоксы.

Великое государство гениально продуманным преподаванием литературы воспитало хорошего советского человека, идеал советскости. А он терпеть не может Толстого и Достоевского. То есть, всё преподавание насмарку.

И почему-то изучали в основном "негодный материал" - дореволюционных, идейно не выдержанных авторов, "неудачно выбранные произведения". Мало что ли было правильных, советских авторов? На них учить "моральному кодексу строителя коммунизма" было бы сподручнее.

Ну и поскольку всё зло мира сосредоточено в либералах, то конечно "сжечь книги" - чисто либеральная идея. Чья же ещё?
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 06:28 pm (UTC)
(Link)
Извините за слишком длинный текст, очевидно, трудно было продраться. Может быть, попробуете еще раз?
[User Picture]
From:dne80
Date:July 24th, 2017 06:35 pm (UTC)
(Link)
Какой у тебя бум в башке! Политизированная шизофрения с бредом реформаторства советской типологии с православныи вкраплениями.
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 06:36 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, доктор! Какую таблеточку принять?
[User Picture]
From:alex_mukhanov
Date:July 25th, 2017 12:22 am (UTC)

про толстоевского

(Link)
Я однажды совершил героический поступок - почти всё лето читал Войну и мир, все 4 тома пропахал носом. Вот собрался и прочитал в 16 мальчишеских лет (1981).
Скучно безумно, почти ничего не помню.
Только потом стало ясно, что Лев Николаевич, по сути, писал не для меня, вчерашнего пионера, а для дворян и про дворян, и я-то тут при чём? Одни французские вставки чего стоят. Почти ничего не помню из того периода героического самоизнасилования.
А вот Фёдор Михалыча - с удовольствием, легко и с песней. Думаю, это оттого, что ФМ писал уже на совсем другую аудиторию, не на дворян, а на разночинцев, среди которых я числю и себя, и про их проблемы невыносимой легкости бытия. На их языке, без всяких вставок на французском.
From:ddd_ddd
Date:July 25th, 2017 02:13 am (UTC)

Re: про толстоевского

(Link)
Бесы и Братья Карамазовы, Идиот и прочее - ну никак не простое чтение. Местами читается легко, но в-основном заставляет думать и очень активно думать. Толстой кроме как к необходимости запоминать бесчисленное число героев, думать не принуждал или мало-мальски. Всё больше брюзжание и моралите.
[User Picture]
From:sawely3
Date:July 25th, 2017 06:31 am (UTC)
(Link)
"как минимум, к сильной неприязни школьников к урокам литературы. ". вот точно , я ни одной книги из школьной программы не прочитал.
[User Picture]
From:a4inka
Date:July 25th, 2017 11:05 am (UTC)
(Link)
"Отойди, любезный, от тебя пачулями пахнет".
Сговорились мы, старшеклассники, и спросили, что такое "пачули" у нашей словесницы. Она, ничтоже сумняшеся, ответила:"Это тряпки такие".Тырнетов тогда не было. Но мы, ехидные, выяснили до того. Она не поправилась, не уточнила...
[User Picture]
From:vyastik
Date:August 29th, 2017 07:47 pm (UTC)
(Link)
А кого надо было преподавать? Фаддея Булгарина?

Война 1812 года показала, что тогдашний русский народ НЕ рассматривал элиту, как чуждую.

Edited at 2017-08-29 07:49 pm (UTC)
[User Picture]
From:stalinist
Date:August 29th, 2017 08:33 pm (UTC)
(Link)
Он, может быть, и не рассматривал, но она его рассматривала.
Powered by LiveJournal.com