?

Log in

No account? Create an account
"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе - Коммик, Just Коммик
July 24th, 2017
12:06 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе
Давным давно, во время оно, существовало великое государство, называемое "Советский Союз". Дети в этом государстве ходили в школу, где государство хотело сделать из них хороших граждан. Одним из методов достижения этой цели было преподавание русской классической литературы. Литература рассматривалась государством не как средство развлечения для её потребителей, с одной стороны, и средство заработка для авторов, с другой, а как вид человеческой деятельности, который призван усовершенствовать личность советского человека и приблизить её к идеалу -- см. стихотворение Некрасова, цитату из которого я привёл в заголовке.

Восприятие литературы должно было быть не столько удовольствием, сколько нравственным трудом: школьников прежде всего учили находить разумное, доброе, вечное в предлагаемых для изучения литературных произведениях, для чего последние подвергались интенсивной вивисекции, позволяющей, скажем, обнаружить вскрытие нарыва лишнего человека в "Евгении Онегине" или "Герое нашего времени". Сами авторы указанных произведений, вероятно, чувствовали себя чрезвычайно дискомфортно в своих гробах во время уроков литературы, узнавая о своих произведениях много нового, о чём они сами и не подозревали.

Вероятно, этот подход был заложен неистовым В.Г.Белинским, который писал: "В гнусной российской действительности только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед." Он, таким образом, рассматривал литературу как средство, в то время единственное, для развития общества.

Однако попытки обнаружить значение в неудачно выбранных произведениях, в которых оно, возможно, даже и не предполагалось авторами, приводило, скорее, к отрицательному эффекту -- как минимум, к сильной неприязни школьников к урокам литературы. А произведения выбирались в большинстве неудачные, взятые из списка предпочтений Белинского и его последователей в XIX веке, в силу того, что тогда удачных произведений и быть-то не могло, поскольку все авторы принадлежали к российской элите, чуждой русскому народу, состоявшей с ним в отношениях "колонизатор-колонизируемые".

Другими словами, советские просветители взяли небесспорную идею Белинского и применили её к негодному материалу -- к Пушкину, Лермонтову, Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Некрасову и тому подобной поэзии -- пытаясь извлечь из него подтверждения морального кодекса строителя коммунизма. Поскольку коммунизмом у этих авторов и не пахло, решили идти от противного: продемонстрировать с их помощью эту самую гнусную российскую действительность, которая безусловно была гнусна, но понимание авторами этой гнусности, если оно и присутствовало, было совсем не таким, каким оно было с советской точки зрения.

Здесь надо учитывать еще и шизофрению советского сознания, в котором смешались идеалы коммунизма с трепетно-почтительным отношением к западной культуре. Поэтому классические авторы, которых включали в школьную программу, должны были непременно быть одобрены Западом, то есть признаваться Западом крупными писателями.

Вот, например, почему в школьную программу было включено изучение "Преступления и наказания" Достоевского? Этот автор, конечно, признан на Западе, но герой-то его произведения совсем не хорош! Очевидно, обоснованием послужила второстепенная сюжетная линия романа, связанная с мытарствами семьи Мармеладовых. Будь советская педагогика более объективна и трезвомысляща, она могла бы увидеть, что роман этот насквозь фальшив, и что притянуть его к советским идеям можно было только за уши, а потому вообще не следовало этого делать.

Посмотрим на этот вопрос немного с другой стороны. Возьмем для примера меня -- советского старожила. Я -- человек в высшей степени советский, можно считать, идеал советскости. И что же, способствовал ли этому школьный курс русской литературы, который я старался добросовестно, как и полагалось советскому школьнику, изучать? При всём моём старании, четырехтомник "Войны и мира" я так и не осилил, а потому оценить масштабы толстовской глыбы так и не смог; Толстой для меня определенно не стал светочем и авторитетом. "Преступление и наказание" Достоевского -- наверное, худший выбор для школьного преподавания, создававший у школьников лишь ассоциацию этого автора с тяжелой депрессией.

В то же время есть множество прекрасных знатоков и ценителей Толстого и Достоевского, которые являются мерзавцами, в частности, антисоветчиками.

Что же получается в итоге? Я стал хорошим советским человеком отнюдь не благодаря Толстому и Достоевскому, в то время как многие ценители этих авторов стали мерзавцами и предателями своих народа и Родины. Здесь усматривается скорее отрицательная корреляция между преподаванием литературы и развитием достойного гражданского сознания.

Прихожу ли я к либеральному выводу, что надо собрать бы книги все да сжечь? Нет, но вопрос способа и качества преподавания литературы в школе нуждается в серьезном переосмыслении.

Tags: , , ,

(105 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:tramell_mister
Date:July 24th, 2017 05:28 pm (UTC)
(Link)
Может ли государство, в котором нужно стоять в очереди за туалетной бумагой, считаться великим ?
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 05:31 pm (UTC)
(Link)
Таким засранцем, как ты, -- никогда!
(Deleted comment)
[User Picture]
From:68bis
Date:July 24th, 2017 05:40 pm (UTC)
(Link)
Это вам кажется. Недаром школьная программа сегодня сильно переделана.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:naina555
Date:July 24th, 2017 05:38 pm (UTC)
(Link)
У вас плохая учительница была.

[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 05:39 pm (UTC)
(Link)
Вот это совершенно верно!

Да были ли хорошие?
[User Picture]
From:68bis
Date:July 24th, 2017 05:38 pm (UTC)
(Link)
О советской школе вы написали чепуху. Наслаждайтесь нынешней программой по литературе.
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 05:39 pm (UTC)
(Link)
Про нынешнюю ничего не знаю. подозреваю, что там АдЪ и Израиль...
[User Picture]
From:livejournal
Date:July 24th, 2017 05:43 pm (UTC)

"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан":

(Link)
Пользователь naina555 сослался на вашу запись в своей записи «"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе » в контексте: [...] можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": О преподавании литературы в советской школе [...]
[User Picture]
From:elijah_crow
Date:July 24th, 2017 05:50 pm (UTC)
(Link)
"преподавание русской классической литературы." (...) "средство заработка для авторов" - Э-ээ? Ну ладно, проехали...

Вообще, посредством уроков литературы ученик должен усвоить три вещи: 1) историю через призму классической литературы 2) развитие художественной литературы и философской мысли (все-таки связанные вещи) 3) навык работы с художественным текстом (это и умение его пересказать, проанализировать - хотя бы высказать какие-то мысли по его поводу и т.д., вплоть до обогащения лексикона)

Все.
В этом смысле выбор литературных произведений не всегда удачен, но без "Войны и Мира" все-таки не обойтись. И его не обязательно "осиливать", честно говоря. Большую часть русской классики читать невозможно. Русская литература стала по-настоящему массовой, зрелой и читабельной только в XX веке, по-большому счету.
Попытки внести туда
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:zabriski
Date:July 24th, 2017 06:00 pm (UTC)
(Link)
очень нуждается

как и само преподавание

я работала в лаборатории литературы НИИ ХВ АПН СССР в 80-х

любопытно, как изменились методички с тех времён
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 06:01 pm (UTC)
(Link)
Вы думаете, они изменились в лучшую сторону?
[User Picture]
From:loke72
Date:July 24th, 2017 06:08 pm (UTC)
(Link)
чем был велик т.н советский союз? видимо тем же, чем и московия/РИ/РФ - ничем=)))
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:glavbuhdudin
Date:July 24th, 2017 06:14 pm (UTC)
(Link)
Тема сисек не раскрыта.
[User Picture]
From:mercibo
Date:July 24th, 2017 06:27 pm (UTC)
(Link)
Сплошные парадоксы.

Великое государство гениально продуманным преподаванием литературы воспитало хорошего советского человека, идеал советскости. А он терпеть не может Толстого и Достоевского. То есть, всё преподавание насмарку.

И почему-то изучали в основном "негодный материал" - дореволюционных, идейно не выдержанных авторов, "неудачно выбранные произведения". Мало что ли было правильных, советских авторов? На них учить "моральному кодексу строителя коммунизма" было бы сподручнее.

Ну и поскольку всё зло мира сосредоточено в либералах, то конечно "сжечь книги" - чисто либеральная идея. Чья же ещё?
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 06:28 pm (UTC)
(Link)
Извините за слишком длинный текст, очевидно, трудно было продраться. Может быть, попробуете еще раз?
[User Picture]
From:dne80
Date:July 24th, 2017 06:35 pm (UTC)
(Link)
Какой у тебя бум в башке! Политизированная шизофрения с бредом реформаторства советской типологии с православныи вкраплениями.
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 24th, 2017 06:36 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, доктор! Какую таблеточку принять?
[User Picture]
From:alex_mukhanov
Date:July 25th, 2017 12:22 am (UTC)

про толстоевского

(Link)
Я однажды совершил героический поступок - почти всё лето читал Войну и мир, все 4 тома пропахал носом. Вот собрался и прочитал в 16 мальчишеских лет (1981).
Скучно безумно, почти ничего не помню.
Только потом стало ясно, что Лев Николаевич, по сути, писал не для меня, вчерашнего пионера, а для дворян и про дворян, и я-то тут при чём? Одни французские вставки чего стоят. Почти ничего не помню из того периода героического самоизнасилования.
А вот Фёдор Михалыча - с удовольствием, легко и с песней. Думаю, это оттого, что ФМ писал уже на совсем другую аудиторию, не на дворян, а на разночинцев, среди которых я числю и себя, и про их проблемы невыносимой легкости бытия. На их языке, без всяких вставок на французском.
From:ddd_ddd
Date:July 25th, 2017 02:13 am (UTC)

Re: про толстоевского

(Link)
Бесы и Братья Карамазовы, Идиот и прочее - ну никак не простое чтение. Местами читается легко, но в-основном заставляет думать и очень активно думать. Толстой кроме как к необходимости запоминать бесчисленное число героев, думать не принуждал или мало-мальски. Всё больше брюзжание и моралите.
[User Picture]
From:sawely3
Date:July 25th, 2017 06:31 am (UTC)
(Link)
"как минимум, к сильной неприязни школьников к урокам литературы. ". вот точно , я ни одной книги из школьной программы не прочитал.
[User Picture]
From:a4inka
Date:July 25th, 2017 11:05 am (UTC)
(Link)
"Отойди, любезный, от тебя пачулями пахнет".
Сговорились мы, старшеклассники, и спросили, что такое "пачули" у нашей словесницы. Она, ничтоже сумняшеся, ответила:"Это тряпки такие".Тырнетов тогда не было. Но мы, ехидные, выяснили до того. Она не поправилась, не уточнила...
[User Picture]
From:vyastik
Date:August 29th, 2017 07:47 pm (UTC)
(Link)
А кого надо было преподавать? Фаддея Булгарина?

Война 1812 года показала, что тогдашний русский народ НЕ рассматривал элиту, как чуждую.

Edited at 2017-08-29 07:49 pm (UTC)
[User Picture]
From:stalinist
Date:August 29th, 2017 08:33 pm (UTC)
(Link)
Он, может быть, и не рассматривал, но она его рассматривала.
Powered by LiveJournal.com