Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Что общего между супермоделью и "Черным квадратом", и почему они -- квинтэссенция капитализма?

Перед тем, как читать дальше, прошу задуматься над этими вопросами, дабы отгадка не показалась очевидной...

Почему супермодели так дорого стоят, "зарабатывая" миллионы, лишь покачивая задницей на подиуме? Неужели трудно найти красивых девушек, которые согласились бы делать то же самое за суммы в сотни раз меньшие? Да и так ли уж красивы эти супермодели?

Эти естественные вопросы отражают подход традиционного рынка: вначале возникает спрос, а потом под него подстраивается предложение. В данном же случае всё происходило в точности наоборот: сначала взяли дурнушку, повесили на неё бирку "Один Миллион Долларов", то есть выставили предложение, и это положило начало формированию спроса! Другими словами, этот рынок, никак не отражавший потребности потребителей, был создан искусственно, out of thin air, как говорят американе!

Почему спрос клюнул на это предложение? В этом и состояло искусство маркетинга, или PR -- Public Relations -- этот термин был специально придуман для такого рода трюков, чтобы заменить термин "пропаганда", имеющий нехорошие ассоциации. Я могу только гадать: это было престижно -- иметь дорогих шлюх манекенщиц для показа, и престиж состоял именно в их цене, а не в их прелести.

Ну, а с "Черным квадратом" Малевича -- та же история: взяли кусок мусора (а Малевич почти наверняка рассматривал это "произведение" как мусор: нарисовал сначала что-то, не понравилось, закрасил черной краской, да забыл выбросить. Надо бы рентген сделать!), повесили на него умопомрачительный ценник, и дело сдвинулось с мертвой точки -- произошло создание нового рынка буржуазного "искусства", которое назвали "современным искусством"!

"Современное искусство" -- это творение именно капитализма: капиталисты создали новый рынок, нашли новую нишу для извлечения прибылей. В самом деле: конкурировать с архаичными Да Винчи и Микеланджело трудновато, да и зачем, если подойти к этому дело по-настоящему творчески. Капитализм расчистил торговую площадку от старых идолов и поставил на их место новых, попроще -- всех этих супремасистов и абстракционистов. Собственно говоря, именно на "современном искусстве" обкатали метод зомбирования толстосумов, который потом использовали и с супермоделями: создав определенный "культурный" фон, пиарщики сумели убедить буржуев в том, что "современное искусство" -- эффективное средство для вложения капитала. (Надо сказать, искусство вообще имеет нечто общее с религией, и хорошая проповедь по поводу искусства может творить чудеса в душах людей!)

Эти два примера создания новых рынков показывают, что капитализм нисколько не озабочен созданием ценностей -- материальных и, тем более, духовных. Капитализм думает только о прибыли. При этом иногда он ценности-таки создает -- приходится иногда поднатужиться, -- но сами эти ценности никогда не являются для него самоцелью -- они лишь побочный продукт процесса извлечения прибыли из карманов трудящихся. Эти два примера хороши тем, что они демонстрируют капитализм в кристально чистом, если угодно, почти идеальном виде: нулевые ценности используются для организации баснословных прибылей!

P.S. Для любителей современного искусства -- дополнительное чтение: Свободно-конвертируемая живопись.
Tags: art, capitalism, culture
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments