Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

"Крестный отец" (1972), или "Мафиози тоже плачут"

Показали вчера по телевидению этот фильм, который American Film Institute объявил вторым величайшим фильмом в американском кино. Искренне не понимаю,  в чем состоит его величие. Буду благодарен за объяснение.

Бросается в глаза плохая литература: персонажи и сцены шаблонны и дидактичны: вот благородный и отзывчивый дон Карлеоне вершит правый суд, вот коррумпированный полицейский так и напрашивается на неприятности и т.п. Любовные сюжеты схематичны донельзя: вчера Майклу Карлеоне поставили синяк в Нью-Йорке, а сегодня в Сицилии он успел влюбиться без памяти и даже жениться с тем же синяком под глазом. Когда же жену по недоразумению подорвали конкуренты (сюрприз, сюрприз!), сразу же восстановилась любовь к предыдущей брошенной любовнице.

Смысл этого фильма я могу видеть только в предложении принять, что мафиози тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Более того, мафиозный бизнес предлагается рассмотреть как бизнес если и не легитимный, то непостыдный и не аморальный. Между тем даже законный капитализм отвратителен; что уж тут говорить о капитализме мафиозных джунглей.

Нам предлагается сопереживать Майклу Карлеоне в его ненависти к коррумпированному полицейскому капитану, но весь мафиозный бизнес существуют только благодаря полицейской коррупции. Нам предлагается сочувствовать потерям членов мафиозных семей, но, если уж ты выбрал револьвер и гаротту как одно из основных средств общения с оппонентами, будь готов, что с тобой и членами твоей семьи будут общаться так же.

В первой ссылке вверху (из Википедии) предлагается рассматривать мафию как реакцию на коррумпированное общество. Но мафия коррумпирует его еще больше, она становится еще одним паразитом на теле общества.

Мой вердикт: фильм художественной ценности не имеет, так же как лежащий в его основе роман-бестселлер. В идеологическом же смысле он просто отвратителен.

И еще одно, чисто личное наблюдение: каким непереносимым стрессом была бы для меня жизнь в типичной итальянской семье, которую я уподоблю обезьяннику.
Tags: america, cinema, literature
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments