Либерально-капиталистическая эйфория Нового времени, вызванная потрясающим ростом науки, техники и экономики европейских стран, парадоксальным образом, привела к примитивизации представления о человеке, которого стали мыслить в качестве более или менее сложной машины, которую можно более или менее легко понять и даже исправить. Казалось, что недалеко время создания искусственного человека, и истории о гомункулусе приобрели большую популярность.
Тогда же возникла теория tabula rasa -- "чистой доски", в качестве каковой полагали человеческое сознание новорожденного ребенка: на ней, предположительно, можно было написать хорошую программу и создать, тем самым, хорошего человека. Если попытаться ощутить дух начала XX века, можно осознать наивнейшую веру того времени о том, что "инжиниринг", как сейчас говорят, человека не за горами: Фрейд с Юнгом разработали простые методики обретения счастья, Беляев подарил нам голову профессора Доуэля и земноводного Ихтиандра, и т.п.
Теория "чистой доски" была весьма существенной и для марксизма, потому что он, будучи плоть от плоти западно-европейской просвещенческой культуры, тоже предполагал усовершенствовать человека, без какового усовершенствования коммунизм казался бы не более чем очередной утопией.
Однако, как сказал тот же Маркс, практика -- критерий истины. Попробовали писать на "чистой доске", и не получилось. Ты ему, понимаешь, пишешь одно, а ему, всё равно, ничто животное не чуждо. Оказалось, многотысячелетний опыт нашей цивилизации не смог опровергнуть мысль, до которой дошли еще древние семиты, и которую они сформулировали в виде концепции первородного греха: человек рождается порочным, и, в большинстве случаев, порочным же и умирает.
Что же такое первородный грех? Это -- метафора Инстинкта, животной сущности человеческой души. Инстинкт довлеет над человеком, и никакие лекции не изменят этого соотношения сил.
Однако сказать об этом в наше просвещенное время -- значит, загубить карьеру на корню. Поэтому хитрые ученые придумали эвфемизм -- науку "этологию". Я никогда не понимал, что это за наука такая, пока не прочитал замечательную книгу этолога-любителя А.И.Протопопова "ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда". Прочитал, и тут меня осенило: этология -- это просто психология существ, в значительной степени подчиненных инстинктам! Понятно теперь, что "этология человека", если расшифровать её значение, для современных людей прозвучит святотатством!
Между тем изложение Протопопова очень хорошо объясняет многие иррациональные и до сих пор необъясненные особенности человеческой души. Протопопов пишет о любви ("любовь зла, полюбишь и козла", "сердцу не прикажешь"), но не только о ней. Сегодня с помощью Протопопова я понял, наконец, что же движет мировыми элитами с их иррациональной жаждой мирового господства: это же вполне животный инстинкт -- неодолимая потребность альфа-самца подняться на вершину иерархии, ради чего он и жизнь свою поставит на карту! Это именно инстинкт, то есть, по существу, совершенно примитивная потребность, которая, при здравом рассуждении, может оказаться не просто невыгодной, но и губительной, однако ей подчиняются -- и гибнут! (Вспомним Наполеона, Гитлера и множество социопатов рангом пониже, ну и, конечно, пресловутого Раскольникова.)
Если вдуматься, человечество всю свою историю боролось с Инстинктом, со зверем в себя, устанавливая и развивая традиции, культуру, закон, религии, и, поразительным образом, достигло в этой борьбе больших успехов -- уры, мы ломим, гнутся инстинкты! Примерами могут служить не только христианские святые, но и, скажем, японские самураи, и, конечно, советские воины, совершавшие массовые подвиги в годы Великой Отечественной войны. Казалось, что можно-таки оторваться от своих животных корней и приблизиться, тем самым, к Богу! Увы, эти замечательные порывы выдохлись, и, хуже того, оказались оплеваны и растоптаны.
И коммунизм, и либерализм оказались двумя дорогами к одному обрыву, как писал об этом Шафаревич. Обе эти идеологии базировались на абсолютно ложной концепции, отрицающей влияние инстинктов на поведение людей. Коммунизм считал, что хорошего человека можно создать искусственно, а либерализм считает, что люди и так хороши изначально. Ложность коммунистической идеи была продемонстирована на провалившемся советском эксперименте, а крах либеральной идеи нам еще предстоит наблюдать -- будем надеяться, не на собственной шкуре.
Либерализм призвал освободить человека (латинское liber означает "свободный человек"), не понимая, что это приведет, в частности, и к освобождению зверя в человеке, о существовании которого либерализм, в силу своей просвещенческой наивности, не подозревал.
Так что же это за синоним для Инстинкта, о котором я упомянул вначале? Это дьявол.