?

Log in

No account? Create an account
Об абстрактной и конкретной вере и национализме - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
May 2nd, 2006
10:38 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Об абстрактной и конкретной вере и национализме
Каждый человек во что-то верует. Например, христианин верует в Богочеловечность Иисуса, а атеист верует в то, что, даже если Иисус существовал, Он был не более чем человек. Вера отнюдь не является чем-то постыдным в наш просвещенный век; наоборот, она является естественным важнейшим и необходимейшим свойством человеческого бытия.

Определю веру как абстрактную, если она не может быть подтверждена или опровергнута наблюдениями или экспериментом. (Возможно, слово трансцендентная было бы более адекватным). Например, вера в бытие Бога -- абстрактная: никто и ничто никаким образом не может ее подтвердить или опровергнуть.

Вера конкретная может быть испытана опытом. Христианство, например, -- это очень конкретная вера. В этом состоит его сила и его уязвимость. Сила -- в том, что вера не боится посюсторонней проверки на прочность. А уязвимость -- в том, что опыт может опровергнуть те или иные положения веры. Хороший пример -- нахождение кумранских рукописей, которые, как принято считать, подтвердили канонические Евангелия; а что было бы, если бы не подтвердили? Сюда же следует отнести попытки скомпрометировать Христианство путем публикации подлинных или фальшивых апокрифов вроде "Евангелия от Иуды".

Перейдем теперь к национализму, в частности, рассмотрим одну из его форм, предложенную в заметке, которую я подверг уничтожающему (как я думал) скепсису в моей предыдущей заметке. Национализм почти всегда замешан на вере, и это, повторюсь, совершенно естественно. Тем не менее, эта вера обычно конкретна, то есть она должна так или иначе соотноситься с натурными наблюдениями. Эта вера убедительна лишь в той мере, в какой она не противоречит опыту.

Итак, в чем состоит вера авторов статьи Н.Холмогоровой и К.Крылова? (У меня, как у физика, эти два имени немедленно вызывают ассоциацию с энтропией Крылова-Колмогорова; далее я буду ссылаться на них как на КХ.) В том, что мы любим своих соплеменников потому, что у нас общий генофонд. Если бы они сказали, что мы -- русские -- любим русских потому, что все русские -- хорошие люди, их теория была бы внутренне непротиворечива, но она встретилась бы с затруднениями на опыте: хорошо известно, что не все русские -- хорошие люди. Отдадим должное КХ: они, как разумные люди, это признали.

Итак, представим себе конкретное испытание моей национальной привязанности. Ко мне, русскому, подходит человек и говорит, что он тоже русский. Согласно КХ, я должен испытать к нему прилив нежности. А вдруг этот человек меня обманывает, и он вовсе не русский? Тут мне на помощь может прийти его внешность. Однако с внешностью есть свои проблемы: можно легко подобрать такой набор из русского, поляка, француза, голландца и т.п., что мало кто сможет надежно отличить русского от прочих европейцев: белые люди довольно похожи друг на друга. Более того, согласно моему собственному опыту, русский эталон красоты является, на самом деле, северо-европейским: для русских человек красив в той мере, в какой он выглядит как северо-европеец. (См. Красота по-русски -- в генах или в культуре? и ссылку там.)

На что же мне опереться в моем чувстве любви к русскому? Тут некоторый намек можно найти в тексте КХ: Разве мало писателей, поэтов, актеров, людей известных и заслуженно уважаемых за свой талант, которые при этом подписывают разного рода «антифашистские документы» или отличаются откровенно русофобскими высказываниями? Очевидно, авторы полагают, что все те, кто подписывает разные "антифашистские документы" и высказываются русофобски, -- все сплошь нерусские. То есть, при том, что у меня нет возможности провести генетический или антропологический анализ подошедшего ко мне русского, я, по крайней мере, могу надеяться, что он не склонен к русофобии и подписыванию "антифашистских документов".

Проще говоря, главное, что я ожидаю от подошедшего ко мне русского -- это то, что он не ударит меня ножом в спину, или, подходя к этому вопросу детальнее, я ожидаю, что он думает образом, похожим на мой: его система верований, ценностей и его выбор жизненных целей сходны с моими. А это все то, что называют "ментальностью".

Итак, "на кровь" я проверить подошедшего русского не могу, но я могу проверить его на его ментальность, наблюдая его слово и дело. Другими словами, его "кровь" является вещью в себе: она для меня непосредственно не наблюдаема и, как таковая, мне не важна: для меня важно, что человек думает и что он делает, а не то, как выглядит его ДНК.

Позиция КХ может быть непротиворечивой, только если они утверждают, что русская ментальность наследуется от родителей, поскольку, повторюсь, только ментальность и важна, и кровь станет важной, только если она, кровь, сама по себе почти исключительно определяет ментальность.

Последнее выделенное утверждение имеет право быть предметом веры до тех пор, пока наука не доказала обратное; однако оно должно согласовываться с опытными данными.

Действительно ли русские в своей основной массе обладают сходными ментальностями, так что они разительно отличаются от всех нерусских? Я так не думаю. В Гражданской войне миллионы русских-социалистов воевали против миллионов русских-монархистов и либералов. В Отечественную войну миллионы русских воевали против своего народа на стороне Гитлера. Миллионы более или менее православных русских сосуществуют с миллионами русских атеистов. Нередко случается переход русских из одной категории в другую. По иронии судьбы, сам Крылов, будучи профессиональным русским, позиционирует себя в качестве приверженца зороастризма -- религии, отделенной многовековой пропастью от традиционной русской культуры.

Во всяком случае, КХ должны выделить те черты менталитета, которые, по их мнению, свойственны исключительно русским по крови; только тогда их теория может рассчитывать хотя бы на минимальную осмысленность.

Окончание: Национализм: А теперь -- правильный ответ!

Tags: ,

(15 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:May 2nd, 2006 06:28 pm (UTC)
(Link)
>>> зороастризма -- религии, отделенной многовековой пропастью от традиционной русской культуры.

Христианство в 10-м веке было отделено от русского менталитета еще более непреодолимой (как тогда казалось) пропастью. Но нашелся князь-подонок (Владимир-якобы-Святославович), который эту пропасть заполнил миллионами русских жизней.
А если разобраться, христианство - это религия для жидов-неудачников, то есть для тех жидов, кто не смог пробиться наверх в жидовской иерархии, и потому должен получить "утешение".
А вообще, сама идея "крестных мук" Христа - просто абсурдна.
Ибо страдания ОДНОГО человека (пусть даже бого-человека) в масштабах человеческой цивилизации - архисмешной аргумент. Его "страдания" - просто НИЧТО, по сравнению с тем, что устроила инквизиция его именем
[User Picture]
From:stalinist
Date:May 2nd, 2006 06:40 pm (UTC)

Кто ты, добрый человек?

(Link)
.
[User Picture]
From:schadling
Date:May 2nd, 2006 06:35 pm (UTC)
(Link)
Ща начнётся. :)
[User Picture]
From:hedj
Date:May 2nd, 2006 09:48 pm (UTC)
(Link)
В Нью-Йорке среди русской эмигрантской молодёжи существует такая забава-спор. Стоят двое в сторонке и наблюдают за прохожими. Один предлагает спор, что конкретный прохожий является русским. Если другой собеседник принимает спор, к прохожему обращаются по русски и спрашивают время. А самое интересное, что по поводу типичных персонажей спорить не спортивно -- спорят как раз по поводу тех, кто эффективно маскируется, особенно это касаеся молодых и успешных яппи. Подавляющее большинство русских, при этом, угадывается безошибочно среди разношёрстной американской толпы.

Глаз намётан должен быть. Я вот давеча про паренька угадал, что он из тамбовских.
[User Picture]
From:stalinist
Date:May 2nd, 2006 09:53 pm (UTC)

Ну так не у всякого глаз наметан.

(Link)
Это ж надо много нерусских увидеть, чтобы русского различить. А большинство русских только русских и видят.
[User Picture]
From:olegpavlov
Date:May 3rd, 2006 05:41 am (UTC)
(Link)
наука не доказала обратное; однако оно должно согласовываться с опытными данными.

Почитайте Авдеева
Есть у него это.

А вот ещё народное.

Яблоко от яблони...
Сколько волка не корми...

За тыщи лет уж поди пригляделся наРОД- сделал выводы.
[User Picture]
From:stalinist
Date:May 3rd, 2006 12:38 pm (UTC)

Ну, выводы мы все делаем

(Link)
Мой опыт для меня тоже чего-то стоит.
[User Picture]
From:olegpavlov
Date:May 4th, 2006 01:32 am (UTC)

Re: Ну, выводы мы все делаем

(Link)
Вы не сравнивайте свои выводы с выводами миллиардов людей за несколько тысяч лет.
:)
[User Picture]
From:ramendik
Date:May 3rd, 2006 01:20 pm (UTC)
(Link)
Критика интересная. Вопрос - а нельзя ли узнать Вашу собственную позицию?
[User Picture]
From:_iga
Date:May 4th, 2006 11:01 am (UTC)
(Link)
> В Отечественную войну миллионы русских воевали против своего народа на стороне Гитлера.

Ну всё-таки не "миллионы":
http://fat-yankey.livejournal.com/20865.html
[User Picture]
From:stalinist
Date:May 4th, 2006 02:18 pm (UTC)

Прощу прощения за полемическое преувеличение

(Link)
.
[User Picture]
From:_iga
Date:May 5th, 2006 03:53 pm (UTC)
(Link)
Моё уточнение в данном случае тоже не принципиальное. Ибо действительно среди русских были и есть масса идеологических различий.
[User Picture]
From:hecrow
Date:May 5th, 2006 01:43 am (UTC)

Пожалуйста.

(Link)
"КХ должны выделить те черты менталитета, которые, по их мнению, свойственны исключительно русским по крови"
Не знаю как КХ но по моему скромному мнению, лучше всего "русскость" характеризуют слова, сказанные персонажем странного фильма очень любимого нашими либиралами, "Покровские ворота":
"Жить надо не для радости а для совести"
Пусть и сказал это весьма "комичный" персонаж...
[User Picture]
From:stalinist
Date:May 5th, 2006 02:11 am (UTC)

Я этот фильм тоже люблю

(Link)
А кто сказал эту фразу? Маргарита Хоботова?

Вы думаете, это свойство русских передается по наследству?
Powered by LiveJournal.com