Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Еще раз о советском и антисоветском образовании

Не сомневаюсь, что современная российская образовательная идеология отвратительна и вольно или невольно, ведением или неведением наносит огромный ущерб духовному здоровью российских граждан. Здесь -- хорошее описание ситуации с современным антисоветским образованием.

Однако, в интересах истины, посмотрим критически и на советское образование. Можно отметить два аспекта: качество учебных программ и их адекватность, то есть приложимость к массовому образованию. Поясню разницу: учебная программа может быть совершенна в применении к талантливому и тянущемуся к знаниям ученику и при этом быть абсолютно не воспринимаема учеником заурядным. Я думаю, советские школьные программы, заимствованные у Германии, были именно таковы. Так, в моём классе было всего несколько человек, которые хотели и были способны вобрать в себя школьную программу в полной мере. Остальные лишь имитировали учёбу, исполняли вместе с учителями некоторый ритуал, подобный пионерским и комсомольским ритуалам, который, кажется, мало что оставлял в душах советских недорослей.

Хочу обратить особое внимание на советский курс литературы. Я полностью солидарен с советским отказом от искусства ради искусства и декларацией о том, что литература должна морально обогащать. ("Глаголом жечь сердца людей", "Поэт в России больше, чем поэт" и т.п.) Однако проблема советских программ по литературе состояла, во-первых, в ограниченности собственно советской литературы и, во-вторых, в соблазне прильнуть к признанному классическим источнику русской литературы XIX века.

Изучение русской классической литературы составляло львиную долю всего школьного курса литературы, и это, возможно, нанесло больше вреда, чем пользы. Я понимаю советское стремление приобщить советских людей к тому, что было общепринято прекрасным, однако здесь советская идеология пошла наперекор самой себе и погрузила нас в отравляющий дурман искусства ради искусства. Она привела к тому, что советские люди стали считать себя духовными наследниками русской аристократической культуры XIX века и самой аристократии как таковой, что позднее, в максимально опошлённой форме, привело к культу "поручиков галицыных" и тому подобной поэзии, ставшему одной из причин краха нашей великой советской державы.

Между тем правящий класс Российской Империи был иноэтничен -- полностью этнически чужд русскому народу, поэтому русская классическая культура была страшно далека от народа -- пожалуй, гораздо дальше, чем, скажем, английская литература с её Диккенсом, по крайней мере, живописавшим мрак существования беспризорных детей, или французская литература с её Гюго, Золя и Бальзаком. По этой причине Диккенс заслуживал бы большего внимания в деле воспитания советского человека, чем, скажем, Достоевский, простому русскому человеку не уделявший вообще никого внимания.

Вспомним, как много времени было уделено "Евгению Онегину" Пушкина и "Герою нашего времени" Лермонтова -- всему этому пережевыванию томления бесившихся с жиру пресловутых "лишних людей"; эх, нам бы их заботы... Пушкин с Лермонтовым зачислены Советской властью в ряды борцов с кровавой гебней кровавым царизмом, но ведь это чистый вздор. Оба были вздорными взбалмошными асоциальными типами, за что и поплатились. Да, их лирическая поэзия прекрасна и совершенно необходима для развития языкового вкуса, но Советская власть предлагала нам их под совсем другим, ложным соусом.

Из Достоевского мы "проходили" только "Преступление и наказание", и это тоже чистый вздор.

Граф-графоман Лев Толстой с его трехтомником "Войны и мира" был совершенно неподъемным трудом даже для меня, советского школьника почти образцового. Каюсь: ниасилил, много букав. Сопереживать душевным терзаниям русской аристократии -- это было выше моих сил.

В свою очередь, авторы, писавшие о народе -- Лесков, Чехов, -- были представлены в программе незначительно и далеко не самыми важными своими произведениями; например, у Чехова не относящийся к народной жизни неудобоваримый "Вишневый сад" изучали (вероятно, потому, что он был в фаворе на Западе), а прекрасную прозу "Моя жизнь", "В овраге" -- нет.

Значит ли это, что лучше пичкать школьников антисоветчиной, как это делается сейчас? Разумеется, нет. Но подход к разработке образовательных программ требует большой мудрости, превосходного образования, душевной чуткости, безукоризненной моральной позиции -- много ли найдется в современной России людей, обладающих такими качествами?
Tags: education, literature, old_russia, russia, russians, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments