Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Ревность: Объяснение на пальцах

Желательно, конечно, сначала прочитать введение в предмет -- О радикальной разнице в половой психологии мужчин и женщин, но, если там слишком многа букав, можно продолжать чтение здесь.

Ревность -- одно из самых загадочных для меня проявлений человеческой души. Она, как и любое другое человеческое свойство, состоит из инстинктивной, то есть животной, и разумной, то есть собственно человеческой компоненты. Дольник ввёл понятие "примативности", описывающей долю животной компоненты: чем больше в человеке животных эмоций, тем более он примативен.

Используя эту терминологию, можно сказать, что мужская ревность подавляюще примативна, она почти целиком унаследована нами, мужчинами, от наших животных предков. И, наоборот, женская ревность лишена животной компоненты, она почти чисто человеческая, совсем не примативная.

Животные инстинкты, как это принято считать, являются результатом естественного отбора: любое случайно возникшее в генетическом коде свойство будет закрепляться, если оно способствуют большему количеству потомков и/или их более успешному выживанию. Такое свойство бессмысленно рассматривать с точки зрения логики: если оно по какой угодно причине помогает распространять потомков, оно будет способствовать вытеснению животных, этим свойством не обладающих.

Ревность мужчин как стремление огородить свою женщину от половых контактов с другими мужчинами вполне понятна с точки зрения отбора и потому является, в огромной степени, животным инстинктом: если мужчина зазевается, и его женщину осеменит кто-то другой, то, во-первых, она воспроизведет генофонд этого другого, и не обсуждаемого рогоносца, и, во-вторых, она будет выключена из процесса воспроизведения генофонда рогоносца почти на год -- а это существенная часть репродуктивного периода женщины: измена женщины, таким образом, является существенным ударом по воспроизводимости потомков её мужчины.

Ревность же женщины, будь она животной, не имела бы никакого влияния на распространение её генофонда и потому она и не существует в качестве инстинкта. В самом деле, уменьшают ли посторонние половые связи мужчины воспроизводимость потомства женщины, с которой сожительствует этот мужчина? Ответ был бы положительным, если бы посторонние половые связи мужчины мешали бы ему своевременно оплодотворять его женщину, но это совершенно не так: мужчина без затруднений может оплодотворить, практически, любое количество женщин, и его женщина может быть уверена в его способности оплодотворить её в любой необходимый момент, невзирая на связи на стороне.

Можно предположить, однако, что оплодотворяя других женщин и способствуя, таким образом, появлению у них потомства, которое будет конкурировать за выживание с потомством данной женщины, мужчина, таким образом, неявным образом создаёт опасность существованию детей этой женщины. Но это, очевидно, не так: если мужчина не оплодотворит других женщин, их непременно оплодотворит кто-то другой, и потомство у них всё равно появится.

Таким образом, мужская ревность не может быть рационально объяснена -- она идет из животных структур подсознания, а потому непреодолима, а женская ревность -- явление рациональное и культурное, а потому мы можем попытаться её объяснить и, возможно, исключить её из сознания женщины с помощью логических аргументов.
Tags: biology, sex
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments