Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Фильм "Страна ОЗ" 2015 года -- рекомендую

Фильм доступен бесплатно в Интернете. (Дисклеймер: Эта фраза не означает, что я смотрел его, не заплатив и с нарушением авторского права. Кроме того, Карфаген должен быть разрушен ИГИЛ -- запрещённая в России организация. (Не уверен, что это последнее утверждение должно обязательно здесь присутствовать, но все пишут, так что бережёного бог бережёт...))

Перед просмотром фильма почитал отзывы, поэтому начал просмотр во всеоружии: поставил рядом ведерко на случай неконтролируемой рвоты и взял в руки электрошнур, чтобы выдернуть компьютер из розетки, если станет совсем уж невыносимо.

К вашему вящему облегчению, товарищи читатели, спешу вас успокоить: фильм смотреть можно, даже за ужином.

Начну, однако, издалека: среди проблем, с которыми сталкивалось советское кино, укажу на две. Первая: большинство артистов были актерами московских или ленинградских театров, поэтому они привыкли вставать в картинные позы и говорить громко и красиво. Вторая: хотя советское кино часто пыталось сделать главными героями простых людей, оно, в соответствии с принципами социалистического реализма, показывало их не такими, какими они в большинстве были, а такими, какими они должны были быть согласно построениям классиков. Другими словами, советское кино не давало почти никакого представления о простом русском народе.

Это упущение надо исправлять, и обсуждаемый фильм -- один из шагов в этом направлении. Успешен ли этот шаг? Не знаю, не мне судить.

Сюжет в фильме, по существу, отсутствует, хотя основной драматический прием -- путешествие главного героя по неведомым местам -- известен со времен Гомера. Итак, главная героиня, которую её симпатичный симпатизант Роман (Гоша Куценко) весьма надоедливо называет только по фамилии "Шабадинова", движется в направлении к киоску, в котором ей перепала временная работа. В это время в киоске вовсю кипит социальная жизнь, но, заметим, эта жизнь никак с Шабадиновой не связана -- это совершенно отдельная история. Да и само путешествие Шабадиновой можно разрезать на несколько коротких кусочков, никак не связанных друг с другом, так что смотреть их можно по отдельности в любом порядке и наборе без потери вкуса, подобно маленьким бутербродикам, помазанным говном горчицей черной икрой.

Проще говоря, фильм представляет собой набор социальных миниатюр, демонстрирующих обычаи некоторых представителей российского дна, под коим я подразумеваю процентов 80-90 населения России. Словарный запас этих представителей крайне ограничен и, в значительной мере, представлен нецензурными словами, но в этом я усматриваю сермяжную правду: русский народ, включая его послереволюционную элиту, никогда, вплоть до сегодняшнего дня, не владел русским литературным языком, в чём он значительно уступает развитым народам, и уступает, конечно, не только в этом.

В фильме, однако, мне понравилось то, чего много в американском и британском кино и почти не было в кино русском: замечательная естественность речи и поведения персонажей: Шабадинова настолько натуральна, что, кажется, исполняющая её роль Яна Троянова и сама такова в её повседневой жизни -- женщина за сорок с сознанием и речью не очень яркого 12-летнего ребёнка.

В целом же, репрезентативны ли персонажи фильма, в какой мере они исчерпывают человеческую гамму обширного российского социального низа? Не знаю, откровенно говоря, но взгляд авторов фильма не кажется намеренно чернушным и опорочивающим, а влечение Романа к Шабадиновой искусно представлено очень неловким, но очень чистым и трогательным.
Tags: cinema, russia, russians, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment