Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Христианство Достоевского

Получил сегодня анонимную реплику на мою заметку десятилетней давности Ф.М. Достоевский -- верующий, но не христианин. (Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся.)

Привожу эту реплику здесь полностью.
=======================================================================
Достоевский - из рода православных, у которых "Бог в душе". Но "бесы тоже веруют и трепещут". Они-то точно знают Бога, однако это не делает их православными христианами.

Я когда пытаюсь понять веру конкретного человека, нсли он уже усопший, то в первую очередь смотрю на то, как он умер. Смерть - это итог всей жизни. Можно прожить незнамо как, а умереть как православный христианин. Как Благоразумный Разбойник. Про Пушкина вы зря, он как раз умер (именно умер) в мире с Богом. Пытаюсь узнать, было ли у человека время на исповедь и Причастие, а у Достоевского это время было - но ничего этого он не сделал. Это означает, что произошла великая трагедия - талантливейший человек, всю жизнь изучающий Евангелие, так и не понял, зачем Христос приходил на эту землю. Меня терзают смутные сомнения, что и падучая болезнь писателя имела духовный характер. Метод литературной подачи Достоевского это отразил - через его героев мы видим постоянную парадоксальную борьбу помыслов. Я не думаю, что тут можно брать какие-то отдельные цитаты и выставлять их как мнение самого Достоевского. Однако эта постоянная противоречивость, раздвоенность хорошо показывает внутреннее духовное состояние автора. У него нет целостности мировоззрения, Бога он не знает, а только еще ищет. Встречи еще пока не состоялось.

Возможно произошло это от того, что религиозное понимание мира Достоевского сформировалось как чисто метафорическое. Он 4 года на каторге читал только Евангелие, но что оттуда вынесет "дитя неверия и сомнения, даже до сих пор" - это без толкования, без активной церковной жизни? Чисто умозрительные выводы. Его добро и зло не имеют личного начала, а если и имеют - то они не внешние реальные силы, а только в самом человеке как дуальность его природы. Его понимание греховности обнаруживает непонимание первородного греха и его последствий. Его бессмертие - это неизвестность; Небесного Иерусалима по воскрешении тел, а уж тем более ада у Достоевского не существует. Но без этого всего невозможно никакое христианство. Я даже боюсь это говорить, но мне кажется, что он и не верит что Христос - воплотившийся Бог-Слово. Идеальный человек, но не более - его божественность тут опять же чисто метафорическая. Если все вместе взять...это не христианство, а философия на тему христианства - то бишь просто ересь, и такие самостоятельные мудрствования всегда будут нести чудовищные искажения.

Для меня всегда гораздо важнее что, а не как. Литературный гений Достоевского никто не оспаривает. Он редкий мастер своего дела. Но на мой вкус, начинка его творчества гораздо опаснее, чем у того же позднего Толстого, который открыто пошел на рожон с Церковью. Толстой хотя бы постоянно ездил в Оптину, пытался выяснить отношения, а Достоевскому даже этого не надо было - у него было свое кино и нормально. У него духовный яд завуалирован так тонко, что его в современных монастырях благославляют читать как православного писателя. А у меня на душе кошки скребут от духа безысходности после чтения его произведений.

Лучшее определение веры Достоевского дал старец Амвросий, он о нем отозвался так : "Это кающийся".
Tags: christianity, literature
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments