Понятие «духовность». Наиболее емкое, точное, формально выверенное определение этому слову дал Александр Зиновьев. Он писал:
«Духовность не измеряется уровнем образованности, бытовыми привычками и общей культурой, «правильными» — с точки зрения господствующей моды — убеждениями, даже личной душевностью и добросердечием. Всё это значимо, но всё это лишь сопутствующие признаки, следствия и эпифеномены. Духовный человек может быть необразован, иметь дурные манеры, очень странные убеждения и скверный характер. Потому что духовность определяется не этим. А только одним: добровольным и осознанным отказом от главного социального наслаждения — участия в вечном и повсеместном унижении человека человеком. Тем самым он идёт против собственной человеческой природы — и в той мере, в какой ему это удаётся, перестаёт быть человеком и становится чем-то другим."
ЗЫ. Поэтому давайте не будем писдеть про духовность.
ЗЫ. Поэтому давайте не будем писдеть про духовность.
========================================
Далее это уже я -- stalinist/Коммик --
Обычно под "духовностью" понимают ту или иную степень религиозности, поэтому выбор Зиновьевым такого определения "духовности" выглядит произвольным. Я бы назвал то, что он определил как "духовность", "человечностью", как противоположность "примативности", определенной Протопоповым. Однако тема интересна сама по себе, невзирая на терминологию.
Речь идет о том, что человек должен преодолеть в себе животные инстинкты (см. О концепции грехопадения человека), и один из самых гадких из них -- инстинкт доминирования. Именно этот инстинкт приводит к унижению других как способу убедиться в своей доминантности и продемонстрировать её, подобно протестантской жажде наживы как средства убедиться в своей богоизбранности.
Элита Западной Европы культивировала этот мерзкий инстинкт доминирования со времен датских и норвежских викингов, эту Европу в конце концов полностью поработивших. Я думаю, у представителей этой элиты этот инстинкт может быть выявлен в мозгу какой-нибудь компьютерной томографией.
Таким образом, если использовать сейчас терминологию Зиновьева, русские, как я думаю, действительно духовнее западников, поскольку инстинкт доминирования у них не выражен, что делает их человечнее.