?

Log in

No account? Create an account
О русской литературе - Коммик, Just Коммик
May 23rd, 2018
11:49 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
О русской литературе
Как учили нас классики марксизма-ленинизма, пропасть между классами внутри одной народности много больше, чем между людьми разных народностей. К примеру, русский буржуй -- гораздо больший враг русскому рабочему, чем немецкий рабочий. Обобщая, можно сказать, что понятие "русский народ" не является очень содержательным, поскольку этот народ расслоен на весьма несовместимые и враждебные друг другу сообщества.

Соответственно, это же относится и к русской литературе: литература буржуазная или дворянская вряд ли может быть близка простым русским людям -- вчера я писал о примерах такого сорта.

А ведь были и русские писатели, писавшие о простом русском народе и любившие простой русский народ. Один из них -- Чехов, другой -- Лесков. И, разумеется, в советской школе ничего действительно ценного из этих авторов не проходили. А уж в нынешней антисоветской -- наверное, и подавно.

Мой френд naina555 вчера же привела выдержку из рассказа Н.А.Лескова "На краю света", и я его прочитал, за что френду низкий поклон. Рассказ представляет собой изложение одной истории русского иркутского епископа, работавшего в среде якутов, которых предполагалось крестить в Православие. Как это часто бывает у Лескова, душевное напряжение рассказа зашкаливает, в отличие от всякой пошлой тягомотины вроде "Евгения Онегина" авторства нашего, точнее, ихнего всего.

Интересен критический взгляд -- напомню, взгляд епископа -- на реальные практики русской православной церкви и примкнувшего к ней чиновничества, практики, мягко говоря, нечистоплотные.

Вот, однако, самый пронзительный отрывок -- епископ, спасённый диким якутом от смерти в снежной пустыне, смотрит на своего спящего спасителя:
Я тогда уже немножко препитался, то есть проглотил несколько кусочков сырого мяса, и стоял с медвежьим окороком на руках над спящим дикарем и вопрошал себя:

"Что за загадочное странствие совершает этот чистый, высокий дух в этом неуклюжем теле и в этой ужасной пустыне? Зачем он воплощен здесь, а не в странах, благословенных природою? Для чего ум его так скуден, что не может открыть ему творца в более пространном и ясном понятии? Для чего, о боже, лишен он возможности благодарить тебя за просвещение его светом твоего Евангелия? Для чего в руке моей нет средств, чтобы возродить его новым торжественным рождением с усыновлением тебе Христом твоим? Должна же быть на все это воля твоя; если ты, в сем печальном его состоянии, вразумляешь его каким-то дивным светом свыше, то я верю, что сей свет ума его есть дар твой! Владыко мой, како уразумею: что сотворю, да не прогневлю тебя и не оскорблю сего моего искреннего?"

И в этом раздумье не заметил я, как небо вдруг вспыхнуло, загорелось и облило нас волшебным светом: все приняло опять огромные, фантастические размеры, и мой спящий избавитель представлялся мне очарованным могучим сказочным богатырем. Я пригнулся к нему и стал его рассматривать, словно никогда его до сей поры не видел, и что я скажу вам? -- он мне показался прекрасен. Мнилось мне, что это был тот, на чьей шее обитает сила; тот, чья смертная нога идет в путь, которого не знают хищные птицы; тот, перед кем бежит ужас, сокративший меня до бессилия и уловивший меня, как в петлю, в мой собственный замысл. Скудно слово его, но зато он не может утешать скорбное сердце движением губ, а слово его -- это искра в движении его сердца. Как красноречива его добродетель, и кто решится огорчить его?.. Во всяком разе не я. Нет, жив господь, огорчивший ради его душу мою, это буду не я. Пусть плечо мое отпадет от спины моей и рука моя отломится от моего локтя, если я подниму ее на сего бедняка и на бедный род его! Прости меня, блаженный Августин, а я и тогда разномыслил с тобою и сейчас с тобою не согласен, что будто "самые добродетели языческие суть только скрытые пороки". Нет; сей, спасший жизнь мою, сделал это не по чему иному, как по добродетели, самоотверженному состраданию и благородству; он, не зная апостольского завета Петра, "мужался ради меня (своего недруга) и предавал душу свою в благотворение". Он покинул свой треух и бежал сутки в ледяной шапке, конечно, движимый не одним естественным чувством сострадания ко мне, а имея также religio, -- дорожа воссоединением с тем хозяином, "который сверху смотрит". Что же я с ним сотворю теперь? возьму ли я у него эту религию и разобью ее, когда другой, лучшей и сладостнейшей, я лишен возможности дать ему, доколе "слова путают смысл смертного", а дел, для пленения его, показать невозможно? Неужто я стану страхом его нудить или выгодою защиты обольщать? Никогда, да не будет он как Еммор и Сихем, обрезавшиеся ради дочерей и скотов Иаковлевых! Скотов и дочерей верою приобретающие -- не веру, а дочерей и скотов только приобрящут, и семидал от рук их будет тебе яко же и кровь свиная. А где же мои средства его воспитать, его просветить, когда нет их, этих средств, и все как бы нарочито так устроено, чтобы им не быть в моих руках? Нет; верно, прав мой Кириак: здесь печать, которой несвободною рукой не распечатаешь, -- и благ мне по мысли пришел совет Аввакума пророка: "Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит". Ей, гряди, Христос, ей, гряди сам в сие сердце чистое, в сию душу смирную; а доколе медлишь, доколе не изволишь сего... пусть милы ему будут эти снежные глыбы его долин, пусть в свой день он скончается, сброся жизнь, как лоза -- дозревшую ягоду, как дикая маслина -- цветок свой... Не мне ставить в колоды ноги его и преследовать его стези, когда сам Сый написал перстом своим закон любви в сердце его и отвел его в сторону от дел гнева. Авва, отче, сообщай себя любящему тебя, а не испытующему, и пребудь благословен до века таким, каким ты по благости своей дозволил и мне, и ему, и каждому по-своему постигать волю твою. Нет больше смятения в сердце моем: верю, что ты открыл ему себя, сколько ему надо, и он знает тебя, как и все тебя знает:

Largior hic campos aether et lumine vestit
Purpureo, solemque suum, sua sidera norunt! --
{Пышнее здесь эфир одевает пространства в убранство пурпурного света, и познают люди здешние солнце свое и звезды свои! -- лат.}

подсказал моей памяти старый Виргилий, -- и я поклонился у изголовья моего дикаря лицом донизу, и, став на колени, благословил его, и, покрыв его мерзлую голову своею полою, спал с ним рядом так, как бы я спал, обнявшись с пустынным ангелом.
Вот литература, которая была нам нужна, и которую нам не дали, потчуя взамен евроцентричной блевотиной паразитических классов, называемой "русской классической литературой"...

P.S. Читать: Н. С. Лесков, "На краю света", слушать: Николай Лесков: На краю света. Аудиокнига.

Tags: , , , , ,

(9 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:eh_vasya
Date:May 23rd, 2018 04:18 pm (UTC)
(Link)
Да-да-да! Простой и наглядный пример! Может простой работяга из России покататься на яхте Дериписьки, похлопывая его по плечу и попивая запасы его бара? А простая белоруска Рыбка - пжалст!!! :))
From:739ru
Date:May 23rd, 2018 04:45 pm (UTC)
(Link)
Рот-то у неё рабочий!
[User Picture]
From:eh_vasya
Date:May 23rd, 2018 04:46 pm (UTC)
(Link)
Преодолела пропасть через свою пасть!)
[User Picture]
From:naina555
Date:May 23rd, 2018 05:00 pm (UTC)
(Link)
///в отличие от всякой пошлой тягомотины вроде "Евгения Онегина" авторства нашего, точнее, ихнего всего.

Прелесть.
[User Picture]
From:stalinist
Date:May 23rd, 2018 05:08 pm (UTC)
(Link)
Ваша предыдущая реплика оказалась в другой ветке -- в опросе про смертную казнь.
[User Picture]
From:naina555
Date:May 23rd, 2018 05:14 pm (UTC)
(Link)
Попутала, извините. )
[User Picture]
From:kiiskinen
Date:May 23rd, 2018 05:18 pm (UTC)
(Link)
Я давно уже об этом говорил. Все эти "народные пииты", художники графья-писатели к народу отношения не имели никакого, от слова "вообще". Достаточно знать, сколько % населения было неграмотными. Да и сами книги были удовольствием не из дешевых. Крупнейшее прижизненное издание Пушкина было не то 12, не то 15тыс экземпляров. Это уже после Революции и проведения "ликбеза" гражданам объяснили, что это "наше всё". А в своей эпохе это были "мальчики-мажоры", чья известность не выходила за пределы своего круга...
[User Picture]
From:wendelstein7_x
Date:May 23rd, 2018 05:25 pm (UTC)
(Link)
Все людей в крайности тянет. То цари и барины-мажоры, то красный террор и номенклатура, то воры под видом капиталистов с детками-мажорами.
[User Picture]
From:naina555
Date:May 24th, 2018 01:42 am (UTC)
(Link)
Ну я ж говорила, что ЖЖ не потянет.
Powered by LiveJournal.com