Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Критерий классичности русской литературы в российском и советском литературоведении

В 1968 году в Советском Союзе был снят трехсерийный фильм "Братья Карамазовы" с лучшими советскими актёрами. А я думаю: в "Братьях Карамазовых" -- размышления Достоевского о христианской вере, а фильм об этом снимается в воинственно-атеистическом СССР; в его "Бесах" -- сатира на социалистов-революционеров, то есть на героев в советских понятиях; да и в школе "Преступление и наказание" Достоевского -- произведение в высшей мере сомнительных качеств -- входило в обязательную программу. Почему же поздний советский режим так снисходительно относился к идеологическим противоречиям с Достоевским?

Потому что Достоевский, царство ему небесное, как и граф Лев Толстой, который очень любил детей, -- классик русской литературы. Против классика не попрёшь...

А почему эти и другие писатели были записаны в классики русской литературы, несмотря на их известные недостатки, критиковавшиеся с самых разных точек зрения? Одно отлучение Толстого от церкви чего стоит! И вот тут меня осенило: правящие классы и России, и СССР, при всех их радикальных противоречиях, были едины в одном: они исповедовали евроцентризм, то есть представление об исключительности и безоговорочном превосходстве западно-европейской культуры над всеми прочими культурами. Про нынешнюю же правящую сволочь и говорить нечего: на ней клейма негде ставить, все они с ног до головы излучают подобострастное почтение к Западу и его обычаям. И эти правящие классы использовали в качестве фильтра для определения литературных произведений как классических оценку этих произведений на Западе: если Запад благосклонно кивнул или, того лучше, перевел роман на свой западный язык, -- получи пропуск в классику!

Нас, советских людей, заставляли любить ту русскую литературу, которую любил или хотя бы снисходительно потрепал по плечу Запад. Поэтому даже, скажем, из произведений такого проникновенного русского писателя, как Чехов, нас потчевали неудобоваримыми "Вишневым садом", "Дядей Ваней", "Тремя сёстрами" и прочим театральным вздором, очевидно, потому, что эти призведения по каким-то причинам были приняты в западный театральный репертуар.

Кстати, по этой же причине в современной России носятся с нелепым и вычурным до идиотизма классическим балетом, заимствованным из Франции две сотни лет назад, который на самом Западе давно уже отошел на задворки искусства.

Этот яд евроцентристского обожания подтачивал нашу страну в течение столетий и, кажется, довёл уже почти до могилы...
Tags: cinema, europe, literature, old_russia, russia, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments