Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Не скучно ли в раю?

Всем хорошо известны стереотипные картинки райского блаженства: ангелы поют, чудесная окружающая среда, соблазнительные фрукты, праздность. Это у христиан. У мусульман -- многочисленные безотказные гурии-девственницы, исполняющие ваши самые извращённые желания.

Как видно, представления людей о рае, то есть бытии в Царствии Небесном, являются переносом их представлений о блаженстве вполне земном: ведь и чудесное пение, и девушки вполне доступны некоторым людям и на этом свете, они лишь недоступны большинству людей, о чём это большинство и мечтает.

Однако, хотя многие богачи имеют условия, которые, с точки зрения простого человека, вполне можно назвать райскими, сами богачи отнюдь не считают, что они уже в раю на земле: у них всё равно есть какие-то заморочки, они тоже плачут, терзаемые жадностью, ревностью, обидой и т.п. (Вспомним несчастного безвременно почившего Майкла Джексона -- одного из первых миллиардеров в поп-культуре, который так и не смог стать белым человеком, как ему до умопомрачения хотелось.) Очевидно, их "рай" им быстро приедается и отнюдь не воспринимается как неземное блаженство.

Но не случится ли то же самое с простыми людьми на небесах? Не постигнет ли их разочарование?

Случится, если рай таков, как мы его себе представляем. Нет, если он другой.

А каким же он может и должен быть? А вот на этот вопрос люди ответить не могут. И, чтобы это понять, давайте попробуем сконструировать рай как загробное воздаяние, скажем, для благочестивого кота, который никогда в жизни не покушался на рыбок в аквариуме или на мясо в кастрюле.

Представим себе, что сознание этого кота после смерти преобразуется во что-то невообразимо более сложное; к примеру, кот становится Эйнштейном, и его предпочтительными наслаждениями становятся теперь не ловля и поедание мышек и не покрытие кошек, а построение Единой Теории Поля; он может теперь наслаждаться музыкой и поэзией. Это пример рая для кота -- рая, который он в принципе не может себе вообразить. Как сказал Козьма Прутков: "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий."

Точно так же и мы не можем вообразить загробную трансформацию нашей души, поскольку не обладаем для этого ни необходимым мыслительным инструментом, ни опытом, ни воображением. Может быть мы, к примеру, обретём возможность познания мира, невообразимую живыми людьми.
Tags: culture, psychology, religion
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →