Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Цыгане как "благородные дикари" в русской и советской литературе

Концепция благородного дикаря предполагает, что люди, не испорченные культурой, душевно чище и порядочнее. В конце концов, эта концепция была доведена до абсурда Карлом классиком нашим Марксом и его верным Пятницей партнером (в хорошем смысле) Энгельсом: "Пролетариат, -- сказали они, -- которому нечего терять, -- самый передовой класс, и он должен установить свою диктатуру".

К сожалению, упрощенчество почти никогда не приводит к полезным результатам, и этот случай -- не исключение. Опыт показал, что концепция "благородного дикаря" -- совершенно ложная. Дикари оказывались, как правило, еще гаже, чем их цивилизованные угнетатели, что, разумеется, никак не оправдывает последних.

В русской литературе известны несколько примеров благородных дикарей, но в этой ссылке не указаны литературные цыгане как образчики такого сорта. Очевидно, большим любителем "благородных" цыган был видный "пролетарский писатель" М.Горький. Интересно, что, когда я в школе "проходил" его рассказ "Старуха Изергиль", я еще тогда был поражен тем, что изуверские обычаи цыган приподносятся автором в таком романтическом свете, и даже поспорил с учительницей, которая предлагала официальную романтическую трактовку.

А в воскресенье Первый канал показывал фильм "Табор уходит в небо" по рассказу Горького "Макар Чудра", который, согласно широко распространённому мнению, считается чуть ли не классикой советского кино. Я -- большой любитель кино, но этот фильм, вышедший в 1976 году, когда я жил в общежитии МГУ на Мичуринском проспекте рядом с кинотеатром "Литва", почему-то пропустил. И вот сейчас мне представился шанс наверстать упущенное.

Фильм удивил меня своими убожеством и беспомощностью: ужасная игра актеров и нелепейший сценарий, который невозможно понять, если вы не читали рассказ до фильма (а я не читал): какие-то абсурдные убийства в конце фильма, которые, кажется, для того и осуществились, чтобы хоть как-то закончить эту тягомотину. В общем, это скорее этнографический концерт на цыганскую тему, чем романтическая драма, как она, очевидно, представлялась создателям. Эта "классика" разочаровала еще больше, чем другой нелепый "классический" советский фильм "Летят журавли".

Показанные в фильме "дикари" -- цыгане, -- с легкостью впадающие в жуткую поножовщину, "облагорожены" фразой главного героя: "Не кради больше кур и гусей, кради девок и коней". Цыганские обычаи красть представляются здесь как естественное и даже заслуживающее уважения свойство. И не только здесь: вспомним очаровательного Яшку-цыгана из фильма "Неуловимые мстители":
На пять замков запирай вороного —
Выкраду вместе с замками!
...
Спрячь за высоким забором девчонку,
Выкраду вместе с забором!
Или "Цыганскую песню" Тимура Шаова, где он поёт с умилением:
Что за блажь, что за напасть -
Как завижу лошадь,
Сразу хочется украсть.
Признак нехороший!
Охладел даже к деньгам,
К йогурту и книгам.
Я, наверное, цыгАн,
Или даже цЫган.
Фильм же был популярен у советской публики, скорее всего, потому, что тема сисек в нём была раскрыта, что было немалой приманкой для неиспорченных еще порнографией советских людей.
Tags: cinema, literature, morality, old_russia, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments