Один из второстепенных персонажей с семьей из трех человек живет буквально во дворце с остеклёнными стенами и остеклённым потолком авангардного профиля высотой 20 метров. Площадь дворца, наверное, исчисляется тысячами квадратных метров. И вот я, вполне обеспеченный человек, живущий в Канаде, смотрю на этот российский дворец, и он вызывает у меня некие отчётливые чувства. Казалось бы, почему вдруг: где я и где они? Какое мне дело?
Начну с великолепного комментария Доренко, при всей неоднозначности этой акулы микрофона, по поводу выложенного недавно в интернете видео о пьянке высокопоставленных российских чиновников (Дворкович, Ткачёв и т.п.) и их женщин в частном самолете. Отвечая на вопрос журналиста, почему они не считают необходимым скрывать свои безумные роскошества, Доренко сказал (в момент 9:53):
Они отъехавшие полностью. Они думают, что крестьяне, рабы должны восхищаться их частными самолетами. Вы не понимаете степень, в которой они полностью потеряли землю. Это очень важно понимать. Вы думаете: "Неужели они не стесняются?" Они не стесняются. Полностью на другой планете люди.Очевидно, российские СМИ действуют в рамках такой же парадигмы.
Однако нам совсем не обязательно говорить здесь о подонках. Предположим, есть некий очень важный деятель, вроде С.П.Королёва или И.В.Курчатова, внесший решающий вклад в деле защиты Родины и всего человечества от людоедского империализма. Кто-то, кого действительно можно глубоко уважать: творец -- учёный, конструктор. (Я почитаю прежде всего эту категорию творческих людей: учёных, создающих новые знания, и конструкторов, создающих новые материальные объекты. Я испытываю меньшее почтение к тем, кого в советское время называли "творческой интеллигенцией" -- к писателям, музыкантам, художникам, актерам, поскольку большинство из них было сильно переоценено ввиду отсутствия надёжных критериев таланта.)
Итак, этот условный Королёв, сковавший ракетно-ядерный щит нашей Родины, обладает колоссальной ценностью для страны, поэтому естественно было бы для страны одарять его благами в той мере, в какой он пожелает, например, в виде привилегий, денег и т.п. При всём при этом может оказаться, что он дома бьет жену и педофилит своих детей. Поскольку его ценность для страны и человечества чрезвычайно велика, может быть, страна посмотрит сквозь пальцы на его прегрешения и не посадит его в тюрьму, но мы, тем не менее, вправе считать его за это насилие над близкими аморальным, нехорошим человеком, не правда ли?
Таким образом, теоретически богатство может быть справедливо обретённым, но это не избавляет богача от того, что его моральные качества будут предметом интереса и изучения. И вот, к примеру, я наткнулся на роскошный особняк, в котором живет семья богача из трех человек. Предположим далее, что я не знаю, в какой мере богатство богача обретено справедливо, то есть я могу предположить, что оно обретено справедливо, хотя, конечно, статистически это крайне маловероятно. Какие чувства я буду испытывать при виде этого особняка?
Я не буду завидовать жизни в этом особняке, потому что для меня он был бы чрезвычайно некомфортен: на фоне 20-метрового прозрачного потолка я чувствовал бы себя крайне неютно (как в песне Токарева "Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой."). Конечно, можно позавидовать богатству, позволяющему покупать такие особняки, но, если рассматривать его как форму сбережения богатства (так называемое "сокровище"), он для этого вряд ли подходит, поскольку предметы роскоши обычно неликвидны, то есть их вряд ли продашь за цену, превышающую или даже равную цене покупки.
Оказывается, роскошный особняк является чистым росточительством, распылением важных ресурсов, потраченных на его постройку: его огромные размеры бесполезны для проживания, и их невозможно сделать полезными, что советские люди хорошо знали по опыту заселения огромных многокомнатных квартир, конфискованных после революции у богачей: получались коммуналки -- коммунальные квартиры, где каждая семья имела только комнату и должна была пользоваться общими удобствами. А из особняка и коммуналку-то не сделаешь.
Таким образом, особняк является варварством: ресурсы, на которые можно было бы построить много квартир для трудящихся, омертвляются в абсолютно бесполезном дворце, и эти ресурсы уже не вернешь обратно. Богач же, пусть даже и уважаемый член общества, вкладывает своё богатство в чудовищную показуху, когда в мире столько глубоко несчастных, нищих, голодных, бездомных и больных людей. Следовательно, этот уважаемый член общества (а про неуважаемых и не говорим) оказывается бесчувственным немилосердным черствым себялюбивым человеком, то есть, попросту, мерзавцем. Резюмируем: люди, тратящие огромные ресурсы на бесполезную показуху -- мерзавцы, как бы ни были велики их заслуги перед Отечеством.
Вот на такие мысли наводит меня роскошь. Либералы, конечно, возразят: человек законным образом получил богатство, и это его полное право делать с ним всё, что заблагорассудится. Он совсем не обязан спасать униженных и оскорблённых. Но я не либерал, и я задам либералу такой вопрос: если ты идешь мимо озера и видишь тонущего человека, ты ведь совсем не обязан его спасать? Однако, если ты его не спасаешь, я -- коммунист -- назову тебя мерзавцем.
В конечном итоге раздел между
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →