Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Фильм "Парфюмер" против фильма "Дом, который построил Джек", или Искусство даёт индульгенцию?

В обоих фильмах главный герой -- серийный убийца, охотящийся, преимущественно, на женщин. Оба главных героя используют трупы своих жертв для конкретных целей: в "Парфюмере" герой собирает девичьи ароматы, а Джек строит из трупов дом. Однако первый фильм прекрасен, а второй -- автора и режиссера Ларса Триера -- омерзителен. В чём же разница?

Массовые убийства -- не такая уж необычная вещь. Так, скотобойни массово забивают скот, и мы не делаем из этого большой трагедии, в частности, потому, что забой скота производится из всем понятных утилитарных целей, и делается это, по возможности, гуманно.

Главного героя "Парфюмера" можно уподобить скотобою. Убийство не является для него целью: он бы и не убивал бы, если бы девушки соглашались пройти его вполне безболезненную процедуру сбора аромата. Убийства эти вынужденные, хотя, конечно, они не являются предметом душевных терзаний героя, поскольку он не вполне человек -- скорее он что-то вроде инопланетянина, для которого убить девушку -- это примерно то же, что для нас убить корову.

Мерзость же Джека человеческая, слишком человеческая. Я не сомневаюсь, что мерзость Джека -- это мерзость самого Ларса Триера, уж слишком она изощренная, надуманная, артистическая. Для Джека полезность трупов -- дело десятое: главное для него -- процесс мучения жертв. Он (как, повторюсь, и сам Триер) -- банальный похабный садист, и никакая завеса искусства не может скрыть этот факт.
Tags: cinema, morality
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments