Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Жизнь, смерть, боль, любовь: Психология животных

Эксперимент на проверку способностей к творчеству: обезьяну подводят к дереву, на котором висит фрукт;
вокруг разбросаны разные предметы, в том числе достаточно длинные палки.

Сначала обезьяна начинает трясти дерево. Вскоре она понимает, что фрукт слишком крепко соединён
с деревом, так что тряска не поможет. Обезьяна оглядывается, видит длинную палку, берёт её и
успешно сбивает фрукт на землю.

Контрольный эксперимент: к дереву подводят товарища майора. Майор начинает трясти дерево: трясёт и трясёт,
трясёт и трясёт... Сконфуженные экспериментаторы решают намекнуть майору:
-- Товарищ майор, ну вы подумайте...
-- А что тут думать?! Трясти надо! -- лихо отвечает майор.
-----------------------------------------------------------------

Жизнь, смерть, боль, любовь -- это абстрактные понятия, являющиеся результатом обобщений с отбрасыванием частных, конкретных деталей. Так, в существовании и бактерии, и человека мы находим что-то общее, что мы называем "жизнью".

Да-да, вы, простые русские люди, наверное, удивитесь, что вы оперируете абстрактными понятиями, подобно мольеровскому Журдену, который удивился, узнав, что говорит прозой. Вообще, способность к абстрактному мышлению является необходимым признаком разума.

Животные к абстрактному мышлению не способны, поэтому перечисленные понятия имеют для них смысл только в приложении к ним самим. Более того, для, например, кота, боль от удара палкой, боль от укуса собаки и боль от царапин, нанесённых другим котом в драке, -- это три разные вещи, которые кот не будет рассматривать как в чём-то подобные. Тем более кот никак не ассоциирует боль, которую он причиняет мыши, со своей собственной болью, поэтому он полностью лишён милосердия.

Понятие смерти вообще животному недоступно, потому что оно может воспринять только свою собственную смерть, но мертвое животное уже не думает.

Мы знаем, что животные нередко совершают то, что мы назвали бы подвигами, спасая себя, своих детёнышей или своих хозяев. Однако, при всей моей любви ко многим животным и при всём моём уважении к ним, "самоотверженная храбрость" животного сильно отличается от таковой человека. Для человека подвиг -- это огромное волевое усилие, обусловленное осознанием, с одной стороны, значимости поступка, который человек собирается совершить, а, с другой, связанного с этим риска для жизни и здоровья. Животное не осознаёт ни того, ни другого, поэтому "подвиг" животного даётся ему несравненно легче, чем человеку. Как говорится в известной поговорке, "меньше знаешь -- крепче спишь."

Почему же животное вступает в порой неравный бой? Это результат не осмысленного решения, а инстинкта. Слово "инстинкт", которое британские учёные сильно невзлюбили, я буду применять в широком смысле: это не только генетически передаваемые поведенческие алгоритмы, но и алгоритмы, возникшие в результате научения. Так, для пса копулятивный инстинкт -- желание и способность совершить половой акт -- передаётся генетически, так что даже если он рос в одиночестве, увидев суку, он её покроет. Для шимпанзе это уже не так: если маленький шимпанзе никогда не видел совокупляющихся других шимпанзе, повзрослев, он просто не будет знать, что делать со встреченной шимпанзихой. Тем более это верно для людей. Однако в обоих случаях -- и для пса, и для собаки -- я назову копулятивную потребность инстинктом, поскольку она реализуется без всяких колебаний и размышлений.

Итак, животное вступает в неравный бой инстинктивно, автоматически, не взвешивая за и против, подобно товарищу майору из анекдота в эпиграфе. Оно не боится смерти, потому что не может применить это понятие к себе, и оно даже, возможно, не боится боли, потому что, возможно, еще никогда боли не испытывало и потому не может представить себе, что это такое. Его борьба за жизнь не осознанна, а является продуктом эволюции; не мозг животного, но безмозглая эволюция толкает животное на "подвиг".

Животному не страшно умереть, потому что оно не знает, что такое смерть. Животное боится боли, но безболезненная смерть для него будет не более, чем избавление от страданий. Смерть для человека намного страшнее: он любит жизнь, любит близких людей, он способен осознавать, что всё это он потеряет. Животное не способно это осознавать.

Я начал думать об этом, прочитав замечательную заметку Спасатели хреновы одного из моих любимых авторов по прозвищу prostitutka_ket. Эта заметка демонстрирует чудовищную ограниченность людей, неспособных сопоставить ценность жизни для животного и человека. Существует целые сообщества, представители которых готовы пустить ненужных, тем более вредных с их точки зрения людей на корм котикам: см. Нелюди, которые ненавидят людей и "любят" животных.

Я сам был в ситуации, когда моё животное страдало, и это было чудесное животное, но есть, как говорится, и Божий суд, наперсники разврата...
Tags: biology, idiocy, morality, psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments