Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Хождение по звукам: Как мы, туповатые мужики, ищем причины ошибок или неисправностей

Как механик ищет неисправности в автомобиле? Как программист ищет ошибки в программе -- своей или чужой? Как электронщик ищет дефектный элемент?

Процесс этот весьма увлекательный и сродни работе детектива. Последний не знает, что, где и почему произошло. Он должен погрузиться в часто неизвестную ему среду и путем поиска, проб, ошибок и, возможно, экспериментирования найти причину проблемы. Хотя его решение обычно не создаёт нового интеллектуального продукта, это, тем не менее, процесс творческий: нужно осознать то, о чём сначала не имеешь никакого понятия. Человек с примитивным, стереотипным мышлением, привыкший руководствоваться подробными инструкциями и указаниями опытных людей, к такой работе не пригоден.

Я расскажу здесь о моей эпопее по исправлению дефекта, которая длилась не один год. Не то, чтобы я работал над ней денно и нощно; просто руки не доходили, но сейчас, когда приходится работать на своего работодателя дома в виду леденящей кровь угрозы Ковида XIX, этот дефект стал существенным: он мешал получить мне желаемую степень комфорта. Так что я, засучив рукава, решил взяться за него вплотную...

Давным давно, лет 15-20 назад, я купил звуковую систему для компьютера -- Altec Lansing 221 Amplified Speaker System:



Она состоит из большой колонки, в которой находится низкочастотный громкоговоритель, блок питания и усилители, а также сетевой провод питания, а сзади к ней через 7-контактный соединитель типа DIN подсоединяется многожильный кабель, который идет к маленькой правой колонке; в последней можно видеть выключатель питания, регулятор громкости, соединитель для наушников и светодиод-индикатор включения. Левая маленькая колонка просто присоединяется двойным проводом к правой. Таким образом, большая колонка -- это бас и сила (как бы мужик), а правая колонка -- высокочастотный звук и управление (как бы женщина). Входные стерео-сигналы тоже входили в правую колонку от отдельного кабеля с обычным штеккером диаметром 3,5 мм.

Я купил эту систему, потому что она мне понравилась; лишь когда я начал основательно копаться в ней в течение последних нескольких недель, я узнал, что американская фирма  Altec Lansing была лидером в производстве студийного звукового оборудования, уходя своей историей в 1927 год, когда она разработала звуковое оборудование для первых звуковых фильмов.

Вначале система работала прекрасно, но потом вдруг стал пропадать звук; при этом, если подсоединить наушники к гнезду, звук в наушниках был нормальный. Иногда вдруг появлялся слабый сетевой фон.

Ну в чём тут могла быть проблема? Когда вставляешь штеккер наушника в гнездо, звук в наушниках есть, вытаскиваешь -- звука в колонках нету. Ну чего тут думать? Ясно, что проблема в гнезде (3.5 mm phone jack):

Поменять гнездо, и вся недолга! Но для этого надо к этому гнезду подобраться, то есть как-то вскрыть правую колонку. Крутил я её, вертел, пытаясь угадать, как она разбирается, удалил резиновые прокладки в ножках (иногда в них прячут винты), но ничего найти не удалось. Так и плюнул на это, слушая звук через наушники.

Прошло несколько лет, и нас посетил Фантомас Ковид XIX. Сижу целый день дома, по большей части один, и не хочется морочить себе голову наушниками -- хочется чистого, как слеза комсомолки, и громкого звука из колонок. Ну что ж, посоветовавшись с гугловскими товарищами, принял суровую правду: правая колонка наглухо заклеена, поэтому вскрыть её можно лишь грубой силой. Вставляя плоскую отвертку по периметру черной и серой частей, разъединил-таки склеенные части и даже почти не повредил.

Добравшись до гнезда наушников, начал было раскурочивать его, да вовремя остановился. Во-первых, купить или выписать его нелегко, а, во-вторых, надо бы всё-таки проверить, что звуковой сигнал через него не проходит.

Это дало мне повод осуществить давно вынашиваемую мечту купить осциллограф для разных познавательных целей. Когда я был студентом, а потом молодым специалистом, у меня дома было два аналоговых осциллографа, и я по ним скучал. Маленький недорогой (CDN$90)  цифровой осциллограф был куплен на "Амазоне".

Проверка с помощью осциллографа (а в качестве сигнал-генератора использовался YouTube) показала, что к гнезду претензий быть не может: оно добросовестно исполняло свою функцию. Кстати, обратите внимание: шесть выводов сзади (слева на фото) -- это два изолированных перекидных переключателя, что очень здорово: когда вы вставляете или вынимаете штеккер наушников, вы также можете коммутировать независимые управляющие цепи этими переключателями.

Пришлось вникать в работу печатной платы из правой колонки. Полез в Гугль искать схему -- не нашёл, хотя нашёл множество схем усилителей фирмы Altec Lansing на лампах! (Теплый ламповый звук, ага...)

Пошёл скользким путём, называемым reverse engineering; хорошо, что хоть плата была однослойная и даже односторонняя. Выяснил, что из большой колонки на малую постоянно приходит 9 вольт (даже когда кнопка питания в положении "Выкл"), и через стабилизатор вся плата запитана напряжением 5 вольт. Проверил весь звуковой тракт: от соединителя через регулятор громкости, через двойной операционный усилитель вплоть до выходных контактов -- всё работает нормально. Но нашёл также приходящий с большой колонки провод, несущий 16 вольт; когда штеккер наушников отключен, это напряжение падает до 6 вольт. Оно приходит на коллектор транзистора через упомянутые переключатели гнезда. "Наверное, дохлый транзистор убивает 16 вольт", -- подумал я. Выпаял транзистор, проверил в своём мультивибраторе (а наборчик-то этот был куплен, потому что был куплен осциллограф...) -- работает как часы! Впаял его обратно.

Беда была в том, что звука в колонках не было совсем, я и не мог проверить, что случается с этими 16 вольтами при нормальной работе. Однако наконец-то звук появился и перед тем, как он опять пропал, я проверил напряжения: всё было то же самое. Очевидно, этот провод с 16 вольтами был управляющий; когда транзистор гасил их, это был сигнал большой колонке включать большой звук.

Поняв, что всё ресурсы исследования малой колонки исчерпаны, решил вскрывать большую колонку. А малая колонка, как я говорил, подсоединяется к ней через 7-контактный соединитель DIN -- вот такой:

Я его никогда не трогал: большая колонка стояла далеко в глубине под столом, у стены. Прикоснулся к соединителю, чтобы его отсоединить, и вдруг звук появился. Подвигал его туда-сюда -- звук то появляется, то исчезает...

"Идиот", -- возопил я. -- "Причиной того, что я в течение многих лет был лишён звука, для диагностики чего я потратил много часов на вскрытие малой колонки и исследование её платы, был всего лишь болтающийся соединитель на большой колонке!" Мне надо было всего лишь прижать его в какую-то сторону, и всё бы работало по-прежнему!

Очевидно, звук то появлялся, то исчезал потому, что я сучил ножонками под столом и иногда цеплял этот кабель, идущий к дефектному соединителю...

Вот так прорываемся мы через тернии технических дебрей...

Tags: technology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments