Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Сериал "Мастер и Маргарита" Бортко

Посмотрел с семьей этот сериал. Книгу читал очень давно один раз.

Не буду касаться качества кинематографии как таковой -- об этом хорошо написал Гоблин. То, что камера не двигалась и не двигала фокусом, этого я даже не заметил. Многие были раздосадованы убогой анимацией Бегемота, но это для меня тоже не важно -- здесь можно вполне принять условность плюшевой игрушки, символизирующей живого кота.

По содержанию. Как справедливо заметил Гоблин, введение отсебятины о "кровавой гебне" -- бездарно, подло и похабно, но и это мелочь. Больше всего меня раздражали некоторые вещи в самом романе, о чем я помню еще со времен прочтения. Интересно, что все рецензенты, которых я читал, о романе отзывались с благоговейным закатыванием глаз. Мне, стало быть, уместно будет им возразить, раз уж никто этого до сих пор не сделал.

1. Натужное хохмачество Коровьева-Бегемота абсолютно не нужно, приторно, притворно и безвкусно. Оно не интересно ни само по себе, ни тем более в романе. Его следовало бы вычистить из романа полностью.

2. То же самое можно сказать о больших сатанинских сценах вроде сцены в Театре Варьете и сатанинского бала, а также прочих сатанинских проделках (Римский, Варенуха и т.п.). Они ничего не дают ни уму, ни сердцу.

3. Таким образом, если очистить роман от явного мусора-наполнителя, остается сомнительная параллель между дуэтами Мастера-Маргариты и Иешуа-Пилата, которую можно было бы развить в небольшой повести. Начну с последнего.

Я совершенно не понял, зачем нужно было использовать искореженную до неузнаваемости Священную Историю для иллюстрации каких-то сомнительных авторских загогулин. Неужели без святотатственного аппелирования к сакральному никак нельзя было воззвать к художественной правде?

4. Симпатии автора к сатане и Пилату не понятны и отталкивающи.

5. Трагедия Мастера в фильме выглядит смехотворной: вот-де, роман не напечатали, критики ругаются. И нам предлагается сопереживать этой драме, случившейся через пять лет после того, как сотни тысяч людей умирали с голоду. Сопереживать ей можно только изнутри -- из узкого затхлого мирка советских писателей, -- мирка, пропитанного завистью, потребительством, чванством и непомерным самомнением.

6. Конечно, для советской литературы роман был из ряда вон выходящим -- мистика, религия, пренебрежение к канонам. Но на большую серьезную литературу, мне кажется, совсем не тянет.

7. Этот фильм мне напомнил об одной верной мысли Д.Ольшанского. Мы все критиковали "совок" за его омерзительные недостатки. Но с чем мы сравнивали? С красивой "западной жизнью", которую мы видели в кино, и о которой живописали нам непоседливые советские журналисты? А надо было, как справедливо писал Ольшанский, сравнивать с тем невообразимым убожеством, каким была предреволюционная царская Россия. По сравнению с этим убожеством Советский Союз эпохи застоя был царством благородства и справедливости. А всё сразу исправить не возможно: люди -- материал консервативный.
Tags: cinema, hunger, old_russia, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments