Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Шедевр изобразительного искусства: критерии

Шедевр изобразительного искусства -- произведение этого искусства, являющееся уникальным, незаменимым и представляющим большую ценность.

1. Сильный критерий того, что произведение изобразительного искусства является шедевром, -- его НЕВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ. Этим словом я обозначаю тот факт, что никакой заурядный художник не сможет создать подобного произведения, признаваемого специалистами равным по силе художественного воздействия. (Разумеется, предполагается, что специалисты не знают заранее, кем написано (вылеплено, выпилено лобзиком и т.п.) произведение-претендент на равную силу.)

Не всякое произведение, оказывающее сколь угодно сильное эмоциональное воздействие на людей, является шедевром, при том, что оно может быть гениальным. Приведу такую аналогию: гениальна таблетка пенициллина, поскольку может спасти человеческую жизнь, как и гениален ее создатель, но она легко воспроизводима, стоимость ее производства, а, следовательно, и ценность не велики, поэтому шедевром она не является. Более общо: идея произведения может быть гениальной, но её материальная реализация может быть при этом вполне заурядной.

Упомянутые в моей предыдущей заметке изображения 32 банок супа "Campbell" Ворхола ценны, если ценны, одной лишь идеей, а потому шедевром не являются: любой младшекурсник художественной школы может с не меньшим эффектом воплотить эту идею, изобразив пакетики супа "Kraft" и т.п.

Рассмотрим далее пример "Черного квадрата" Малевича. Сделаем сильное допущение в пользу художественного таланта Малевича о том, что эта картина действительно оказывает на людей сильное эмоциональное воздействие -- чем черт не шутит, душа человека -- потемки. Если это предположение справедливо, то Малевич -- гений: он нашел нечто -- пусть и очень простое! -- способное затронуть человеческую душу. Но картина его шедевром не является: она легко воспроизводима любым человеком, не боящимся испачкаться в черной краске, так что никакой эксперт не отличит копию от оригинала.

Отметим, хотя и это и не важно для дальнейшего рассмотрения, что, очевидно, даже сделанное выше допущение не верно: "Черный квадрат" Малевича не представляет ценности ни в каком смысле, поскольку, иначе, в каждом доме висел бы "Черный квадрат", нарисованный его хозяином или его пятилетним сыном, и у этого квадрата собиралась бы каждый вечер вся семья, чтобы еще и еще раз приобщиться к этой благодати.

2. "Черный квадрат" Малевича является идеальной иллюстрацией для второго, слабого критерия того, что произведение изобразительного искусства является шедевром: это произведение не должно поддаваться ВЕРБАЛИЗАЦИИ, то есть исчерпывающему описанию словами. Этот критерий я называю слабым, поскольку его удовлетворение является необходимым, но не достаточным: никакой шедевр не вербализуем, но не всякое невербализуемое произведение является шедевром.

ВЕРБАЛИЗУЕМОСТЬ, очевидно, приводит к ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ, что позволяет применить сильный критерий для доказательства слабого: если есть исчерпывающее словесное описание картины, любой заурядный художник ее напишет.

Содержание "Черного квадрата" Малевича полностью исчерпывается двумя словами -- его названием, поэтому это произведение является апофеозом вербализуемости. Но и творения какого-нибудь Джексона Поллака тоже легко вербализуемы: это кляксы краски на холсте, образованные путем случайного размахивания кистью, с которой стекает краска. Это словесное описание позволяет легко воспроизвести картины Поллака, так что никакой эксперт не сможет отличить работу этого мастера от работы уборщика в его студии, буде последнему придет в голову пошалить.
Tags: art
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 32 comments