?

Log in

No account? Create an account
Кого же на самом деле высмеивает фильм "Borat"? - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
November 15th, 2006
10:29 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Кого же на самом деле высмеивает фильм "Borat"?
Фильм Борат: культурный опыт Америки для использования в интересах славного народа Казахстана (2006) явился самым популярным в США среди всех непопулярных фильмов -- тех, что показывают менее, чем в 1000 кинотеатров. Он собрал уже более 60 миллионов долларов.

Прежде всего, не могу не отметить, что фильм твердо выдержан в славных традициях еврейской кинематографии, но, если он и может быть интересен, то не этим.

Кого он выставляет на посмешище? Мнения зрителей поляризовались: одни считают, что казахов, другие -- американцев.

Может быть, фильм никого не высмеивает, и дело просто в том, что автор сценария и исполнитель главной роли Саша Коэн нашел-таки прекрасный повод сбросить с себя столь обременяющую его шкуру цивилизованности и предстать во всем своем первобытном естестве? Может быть.

Возможно, Коэн решил поглумиться над всем порядком надоевшей фальшивой и приторной американской политкорректностью, навязываемой всему миру не мытьем, так катаньем, не подкупом, так бомбежками? Возможно.

Но, может быть, фильм-таки высмеивает, но, все-таки, не казахов?

Во-первых, в фильме нет ни одного настоящего казаха: сцены в "Казахстане" сняты в цыганской деревне в Румынии, сам герой -- классический семит, а его партнер-оператор -- лос-анджелесский армянин.

Во-вторых, не сделано даже малейшего усилия сымитировать какую-либо причастность действия к Казахстану: герой, говорящий "по-казахски", на самом деле говорит на иврите, идише и немного на польском, его партнер -- на армянском.

Более того, Саша Коэн самолично играет главного героя, в представлении всех окружающих -- умопомрачительного дикаря, -- потому что он сам обладает типично ненордической внешностью и говорит на иврите, который звучит тарабарщиной для неискушенных в языках американцев. (Меня как-то спросил один молодой американец: "А как звучит русский язык -- гортанно, вроде арабского?") Другими словами, могу предположить, что Саша Коэн вполне мог почувствовать на собственном опыте, что за маской безукоризненной американской вежливости скрывается въевшееся в нордические гены чувство расового превосходства. Кстати, и в фильме ему добросердечно посоветовали: "Ты бы хоть усы сбрил, а то на вид -- вылитый террорист!"

В-третьих, при полном отсутствии казахов, в фильме присутствуют настоящие -- во плоти и крови -- американцы; не актеры, а более или менее простые американские обыватели, к которым Саша Коэн подходил, всерьез представляясь казахским журналистом Боратом, и которые так его и воспринимали. В этом, кстати, и состоит главная находка фильма, сделавшая Коэна богачом и, возможно, заложившая новую технологию в кино-культуру. Если последнее верно, то не удивлюсь, если лет через двадцать этот фильм будет зачислен в классику.

Итак, нам показаны прежде всего американцы, испытываемые лакмусовой бумажкой общения с "дикарем". Приведу здесь только один, самый красноречивый, по моему мнению, эпизод: на типичной вилле на Юге США Бората принимают в качестве этнографической диковинки семья настоящих американцев и их гости -- а самые настоящие американцы -- это именно южане. Борат, одетый в европейский костюм, вряд ли воняющий, сносно говорящий по-английски, вдруг обнаруживает "неумение" пользоваться туалетом. И немолодая американская дама ведет его в туалет, отрывает полосу туалетной бумаги и комкает ее, показывая, что ею надо подтереть задницу.

Мне этот эпизод напомнил другой, который я наблюдал перед отъездом из России, когда мне, в этом случае русскому дикарю, один неказистый плешивенький америкашка показывал по центральному российскому телевидению, как надо надевать презерватив. Показывал он это очень терпеливо, доброжелательно и детально, используя в качестве модели стоящий на столе никелированный фаллос.

Что общего между этими двумя эпизодами? То, что американец легко и естественно принимает чужестранца за дикаря, потому что в его сознании все чужестранцы являются именно таковыми. Чужестранец-недикарь разрушит хорошо тренированное американское хладнокровие, вызвав искреннее изумление, как в известном анекдоте:

Мужик в автобусе, обращаясь к впервые в жизни увиденному негру:
-- Подвинься, обезъяна.
Те же в милиции, куда привели неполиткорректного русского и потерпевшего негра. После соответствующего порицания, мужик осознает свою вину. Негр великодушно говорит:
-- Ладно, я тебя прощаю.
Мужик:
-- ОНА ЕЩЕ И РАЗГОВАРИВАЕТ?!

Американец был и остается расистом, и только могила его исправит -- не эта ли идея проверена Боратом на опыте?

Tags: , , ,

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:November 15th, 2006 04:39 pm (UTC)
(Link)
В очередно раз, значит, коэны учат всех толерантности и мультикультурности.
Всякий нормальный человек был, есть и остается расистом.
[User Picture]
From:stalinist
Date:November 15th, 2006 04:42 pm (UTC)

Даже всякий нормальный негр?

(Link)
Даже всякий нормальный негр? Или негры к людям не относятся?
[User Picture]
From:doktor_mac
Date:November 15th, 2006 04:42 pm (UTC)
(Link)
+1

zachot
[User Picture]
From:dalis_car
Date:November 15th, 2006 06:28 pm (UTC)
(Link)
А Вы что, взаправду уверены в том, что негры - не расисты?!

Заблуждаетесь. И желтые кстати - тоже.
[User Picture]
From:passant2
Date:November 16th, 2006 01:49 am (UTC)
(Link)
+1
Мда, ... надо бы посмотреть этот фильм.
From:(Anonymous)
Date:November 26th, 2006 11:14 pm (UTC)
(Link)
Расизм - штука сложная. Я долго жил в Таиланде, где совсем нет черных. Они туда не едут, вообще. А почему, коротко не объяснишь. Тайцы (этакие обезьянки) их не любят. И все. Как это достигается - отдельный вопрос. Но где вы слышали про расизм в Таиланде? А они вполне расисты и белых терпят лишь за деньги. Впрочем, черных и за деньги бы терпеть не стали.
Powered by LiveJournal.com