Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Мультфильм "Князь Владимир", часть I

Посмотрели этот мультфильм (впрочем, честно говоря, я последнюю треть по большей части проспал), главным образом потому, что мэтры патриотического лагеря вроде тов. Пионера удостоили его благосклонного внимания. Результат -- страшное разочарование.

Я не буду оспаривать тезис о том, что для достижения хорошей цели все средства хороши (то есть цель оправдывает средства); я только замечу, что, как минимум, средства не должны закладывать большой потенциал для шокирующего провала, вроде того, что случился с Германией в 1940-х годах.

Хорошая цель, которая, очевидно, ставилась авторами фильма -- воспитывать детей в патриотическом духе, а именно: в почтении к славной истории и славным героям своего народа. Но, если воспитуемые впоследствии обнаружат, что славная история наскоро сшита белыми нитками, эффект окажется прямо противоположным.

Русские летописи печально известны своими фальсификациями, преувеличениями и строгим следованием линии партии; возможно, тем же грешат и нерусские летописи, но, в силу гораздо более раннего развития письменной культуры на Западе, западные источники гораздо более многочисленны и потому более надежны верифицируемы.

Как бы там ни было, даже если полагаться на комплиментарные русские летописи, трудно не увидеть тот факт, что Святой Равноапостольный князь Владимир, как и большинство русских князей той эпохи, был неописуемым мерзавцем. Возможно ли, что снизошла на него, как за тысячу лет до этого на Савла, Божья благодать и стал он кротким и боголюбивым? Возможно, но мало вероятно. Во всяком случае, вряд ли, в дополнение к вере во Христа, христиане обязаны веровать в такого рода чудеса. Хотя бы потому не обязаны, что мало что добавила бы такая вера в чудеса к собственно христианству. Был ли князь Владимир Божьим человеком или не был, для настоящего христианина не очень важно.

Если же мы рассмотрим чудо обращения князя Владимира как событие мало вероятное, можно предположить, что введение христианства на Руси было таким же сугубо меркантильным политическим актом, как и введение христианства в Римской Империи императором Константином (святым?).

Что же нам показывают? Благородного героя, для которого дележ награбленного в Константинополе является тяжким бременем. Человека, спровоцировавшего подлое убийство брата и тут же глубоко этим опечаленного.

Одним словом, слащавая ложь, не прикрываемая даже самим сценарием.

Возможна ли ложь во благо? Наверное, но только если она не будет вскрыта прежде времени. Здесь явно не тот случай. Мы много видели лжи в советское время; хотелось бы порвать с этой злополучной традицией.
Tags: christianity, russia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments