Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Вера и ритуал

Недавно я пошел с более или менее русскими коллегами в русское кафе и заказал там -- увы мне, чревоугоднику! -- вареники с творогом (одно из моих самых любимых блюд). Один же русский товарищ заказал блины с фруктами в связи с тем, что он соблюдает пост. Он объяснил, что разрешается и не разрешается есть в пост и, в связи с разочарованием присутствующих ограничительностью постной диеты, сказал примерно следующее: "Ну, и для постной еды бывают такие рецепты...", имея в виду, что можно вкусно готовить и постное. (Хорошей иллюстрацией является описание постного обеда русского патриарха блюд, эдак, из 15, кажется, в книге Вайля и Гениса "Русская кухня в изгнании": перечисление различных русских овощных, фруктовых и ягодных деликатесов оставляет впечатление глубокой порочности этого гурмана).

И вот эта его фраза немедленно девальвировала его казавшуюся такой почтенной набожность. Потому что она выявила его полнейшее непонимание смысла поста. А смысл поста прост: "НЕ ЕСТЬ ВКУСНО", так же как смысл самобичевания, практиковавшегося наиболее ревностными католиками, был в причинении боли и способности преодолеть страдание. Не так важно, мясо это или ананас, важно, что постящийся смиряет свою тягу к чревоугодию.

Таким образом, я заключаю, что для этого товарища пост -- это ритуал, являющийся для него суррогатом веры, поскольку наличие подлинной веры представляется мне сомнительным ввиду полнейшего непонимания важного христианского учения о смирении плоти.

Рискну сделать пародоксальное предположение: вера и ритуал, в известном смысле, антагонистичны друг другу: ритуал пытается взять на себя функции веры, являясь ее языческим, идолопоклонским суррогатом; вера же пытается сохранить свободу человеческой воли, дарованную Богом.

Нужны ли ритуалы -- в частности, такие сложные детализированные обширные ритуалы, какими являются христианские ритуалы? Наверное, нужны: вероятно, они были задуманы, как способ привести нехристя к первому опыту восприятия веры. К сожалению, для большинства верующих их религиозный опыт не вышел за рамки ритуала; другими словами, они остались в большей или меньшей мере идолопоклонниками. Ритуал должен дать человеку толчок к Небу; большинство, однако, предпочитает всю жизнь опираться на него, как на костыли, от которых боязно оторваться.
Tags: christianity, religion
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments