Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Химера, называемая "народ"?

Великолепный going_out пишет:

Для меня Россия остается Россией с незапамятных времен - государством, которое достигло наивысшего расцвета, скажем, в 1953 году и низшей точки падения при Ельцине. Единая страна, единая история, единый народ, единая культура, но в непрерывном движении.

Мне же кажется, что верно в точности противоположное. Понятие народ -- это абстракция, подобная абстракциям теплород или эфир. Некоторые абстракции являются полезным подспорьем мышлению, а некоторые -- нет. Иногда они полезны в одних обстоятельствах и вредны в других. Например, абстракция эфир помогала вообразить электромагнитные колебания как упругие колебания эфира, да и то с трудом: упругая волна -- продольная (колебания происходят в направлении распространения волны), а электромагнитные колебания -- поперечные. В конце концов понятие эфира была начисто отброшено не только как ненужное, но и вредное.

Следы существования понятия теплород до сих пор остались в нашей культуре в виде понятия о количестве теплоты, но и оно, в конце концов, было отброшено к вящей досаде студентов, плохо понимающих термодинамику.

Вернемся, однако, к нашим баранам, то есть, простите, к народу. Само это понятие предполагает некую преемственность, длящуюся во времени веками, как указал на это тов. going_out. Это представление о преемственности хорошо проявляется, например, в реальных или воображаемых обвинениях современных евреев в распятии Христа: предполагается, что современные евреи-таки да, связаны какими-то невидимыми нитями, идущими из двухтысячелетней давности, с их предшественниками. Другой пример -- недавняя цитата какого-то русофила из мусульманских письменных источников примерно XI века о том, какие русы храбрые воины. Ну да, они были храбрыми, но есть ли у нас основания в той или иной степени присваивать эту храбрость себе, современным русским?

Итак, каким же может быть механизм преемственности между разными поколениями одного и того же народа? Самое простое и, наверное, самое популярное предположение -- биологическое наследование: вот сидели в русских XI века гены храбрости, и они через десятки поколений передались нам. Простая и красивая теория, но, к сожалению, плохо согласующаяся с фактами. Дело в том, что народы в течение столетий очень перемешивались, что проявляется в значительных визуально заметных вариациях фенотипа в пределах одного народа: люди, с достаточными основаниями считающие себя русскими, могут выглядеть и как шведы, и как татары. А если происходила рекомбинация генов внешности, то тогда происходила и рекомбинация генов храбрости.

Я вынужден отбросить идею генетической преемственности народных качеств -- попросту говоря, эта фраза означает, что я не расист. И я не расист не потому, что это не корректно политически, а потому, что расизм сомнителен с объективно-научной точки зрения.

Что же остается в качестве механизма преемственности? Устное народное творчество и письменность, то есть, попросту говоря, культура. Общность культуры между русскими XI века и современными русскими может быть основанием для утверждения о существовании духовного стержня, вокруг которого живет русский народ.

Увы, я не вижу оснований для предположения о существовании этой общности. Если говорить об XI веке, то у нас вообще нет сколько-нибудь достоверных данных о людях той эпохи. Если же рассмотреть русский народ в середине XIX, XX и начале XXI веков, то мы увидим три чрезвычайно отличные друг от друга общности людей. Крестьянин из XIX века, будучи перенесен в наше время, подумает, что попал в ад. Точно то же подумает и наш современник, перенесенный в XIX век. (Еще немного об этом -- здесь: Что немцу здорово, то русскому смерть.)

Мы вынуждены признать, что абстракция народа оказывается столь же неадекватной, что и абстракция теплорода. Как тепло нельзя хранить в каком-то сосуде, так нельзя хранить и русскость: растекается она согласно Третьему началу человекодинамики по мере эволюции мира на пути к хаосу.

Чем же объяснить стойкость и популярность этого понятия? То, что мы называем народом -- это содержимое сосуда, называемого государством, а многие государства, действительно, были устойчивыми в течение веков пространственными образованиями. Стенки государства-сосуда -- границы, -- обычно более или менее непроницаемы. Содержимое же этого сосуда можно варить по самым разным рецептам, что история подданных русского государства нам выразительно продемонстрировала.
Tags: russians
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 53 comments