Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Советская реклама как карго-культ

(Здесь можно почитать про карго-культ и один из его примеров в современной России.)

Советская реклама -- что-то вроде "Летайте самолетами Аэрофлота!" в виде панно на всю стену или даже в виде бегущей строки -- с точки зрения своего оригинального предназначения была абсолютно абсурдна в условиях советского социализма: не было ни конкуренции, ни даже выбора для потребителя. Для чего же она размещалась в советских городах?

Очевидно, она была признана служить декорацией, бутафорским фасадом, делающим советский город похожим на все более проникавший в советское послевоенное сознание манящий архетип западного города, сочащегося праздным пороком, или порочной праздностью, отсутствующими в Советском Союзе со времен Остапа Бендера, когда кривая проституции резко пошла на снижение.

Сама по себе яркая многоцветная броская реклама, вероятно, апеллирует к самым первобытным чувствам человека -- считается, например, что яркие цвета любят дети. Однако просто будить животный восторг в массах было Советской власти не к лицу, поэтому она нашла повод для заимствования западной практики в целях, якобы, утилитарных.

Украшение советских городов рекламной символикой западного стиля можно уподобить тому, как маленькая девочка надевает мамины туфли на высоких каблуках, чтобы ощутить себя более значительной личностью, даже не подозревая, что мама эти туфли носит для того, чтобы нравиться мужчинам и заниматься в них... хм... серьезными делами.

Утверждение уличной рекламы сверху и принятие ее снизу были вопиющем свидетельством советского комплекса неполноценности и одним из первых признаков зависти советских людей к "настоящей" -- западной -- жизни, признаком зарождавшейся гидры культа потребительства, сожравшей, в конце концов, Советский Союз вместе с его взалкавшим населением.
Tags: capitalism, socialism, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments