?

Log in

No account? Create an account
Советская реклама как карго-культ - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
November 1st, 2007
02:18 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Советская реклама как карго-культ
(Здесь можно почитать про карго-культ и один из его примеров в современной России.)

Советская реклама -- что-то вроде "Летайте самолетами Аэрофлота!" в виде панно на всю стену или даже в виде бегущей строки -- с точки зрения своего оригинального предназначения была абсолютно абсурдна в условиях советского социализма: не было ни конкуренции, ни даже выбора для потребителя. Для чего же она размещалась в советских городах?

Очевидно, она была признана служить декорацией, бутафорским фасадом, делающим советский город похожим на все более проникавший в советское послевоенное сознание манящий архетип западного города, сочащегося праздным пороком, или порочной праздностью, отсутствующими в Советском Союзе со времен Остапа Бендера, когда кривая проституции резко пошла на снижение.

Сама по себе яркая многоцветная броская реклама, вероятно, апеллирует к самым первобытным чувствам человека -- считается, например, что яркие цвета любят дети. Однако просто будить животный восторг в массах было Советской власти не к лицу, поэтому она нашла повод для заимствования западной практики в целях, якобы, утилитарных.

Украшение советских городов рекламной символикой западного стиля можно уподобить тому, как маленькая девочка надевает мамины туфли на высоких каблуках, чтобы ощутить себя более значительной личностью, даже не подозревая, что мама эти туфли носит для того, чтобы нравиться мужчинам и заниматься в них... хм... серьезными делами.

Утверждение уличной рекламы сверху и принятие ее снизу были вопиющем свидетельством советского комплекса неполноценности и одним из первых признаков зависти советских людей к "настоящей" -- западной -- жизни, признаком зарождавшейся гидры культа потребительства, сожравшей, в конце концов, Советский Союз вместе с его взалкавшим населением.

Tags: , ,

(4 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:rollog2
Date:November 1st, 2007 07:31 am (UTC)
(Link)
"Обуржиазивание" как причина развала СССР? В таком случае, даже насыщение магазинов товарами не помогло бы.

-------------------
И о рекламе вообще:

"За работой он насвистывал отрывки каких-то мотивчиков, причем все они были из разных рекламных песенок, которые он собирал и изучал в молодости. Как же много он узнал с помощью телевизионных реклам! В то время как другие на время рекламы делали звук телевизора потише, Балкани делал его погромче. Остальные программы не продавали ничего, кроме морали среднего класса, в лучшем случае отчаянно скучной, зато рекламные ролики предлагали мир, в котором товаром становились мечты, где на экране появлялись молодость и красота, где вся боль и страдания исчезали, сметаемые длинными шикарными волосами. Авангардистские фильмы? Балкани просто презирал их. Даже в самых сюрреалистических из них не было ничего сравнимого с притягательной силой телевизионных реклам. Работы даже самых известных режиссеров шестидесятых и семидесятых, к счастью, были давно забыты, зато видеокопии реклам эротического мыла и пива, относящиеся к тому же периоду, сейчас стоили среди коллекционеров от ста до двухсот ооновских долларов".
Дик, Вторжение с Ганимеда

[User Picture]
From:logicz
Date:November 1st, 2007 08:44 am (UTC)

Позволю не согласиться

(Link)
Не надо абсолютизировать "советский комплекс неполноценности".
Это была всего лишь информационная реклама, на ряду с постерами "Берегите леса от пожаров" и "по газонам не ходить". Находясь с детства в этом информационном поле человек знает, что кроме находящихся в центре нескольких авто- и и ж/д-вокзалов есть ещё за городом аэропорт.

Взалкавшее население? Кого вы имеете ввиду? "Интеллегенцию"? Москвичей? В глубинке всем было тепло и сыро, и большинство всё устраивало. :)
From:ex_palmira
Date:November 1st, 2007 10:00 am (UTC)

Про советскую рекламу я написал здесь

(Link)
http://vif2ne.ru/nvz/forum/2/archive/176/176349.htm

"Летайте самолётами Аэрофлота" - глупость или...?
--------------------------------------------------------------------------------

Вы, друзья мои, наверное, помните, как в позднесоветское и особенно в
перестроечное время стали издеваться над этим достопамятным "слоганом".


- А ЧЕМ еще летать-то у нас? Кретины...


На самом деле это свидетельствовало о перерождении сознания людей,
прежде всего, условно говоря, образованных. "Вумники" начинали
предъявлять к окружавшему их бытию требования, несвойственные ему в
рамках имевшейся социально-экономической системы.

В том-то и дело, что реклама в условиях "зрелого" СССР - а она
существовала! - несла совсем не те функции, которые у нее имелись в
"рыночных" странах. В этой рекламе осуществлялась реклама ПРОДУКТА или
ДЕЙСТВИЙ, а не МАРКИ и не ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предприятия одной отрасли в условиях государственной-монополистической
экономики мыслились не как конкуренты, а как ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ
ОДНОГО И ТОГО ЖЕ "КОНЦЕРНА".
К ним - в теории - предъявлялись одни и те же требования, и они должны
были удовлетворять потребностям людей "на своем месте".

"Храните деньги в сберегательной кассе!" - это ни в коем случае не
"Пользуйтесь услугами Сбербанка!"

"Летайте самолетами Аэрофлота!" - это ни в коем случае не "Пейте какао
Ван-Гутена!" (Маяковский)

Эти лозунги - одной крови с "Все в Осоавиахим!" или с "Сдавайте деньги в
Фонд мира!" Т. е., грубо говоря, "шагайте в ногу с веком!" Типа перехода
со счет с костяшками на арифмометры.

То, что, начиная с 1960-х гг., такие лозунги стали восприниматься
иронически или издевательски, говорило о том, что "управление" перестало
соответствовать "объекту".

P.S. У меня есть "Книга о сыре" начала 1970-х гг. В предисловии автор
сетует, что потребление сыра у нас в СССР отстает от уровня развитых
стран, и призывает что-то делать в этом направлении, сам агитирует и пр.
Самое большее, на что он соглашается - это необходимость выбирать СОРТА
(твердые, мягкие, рассольные, пикантные и т. п.). Но ни о каких
предпочтительных "фирмах" (молокозаводах?) и речи, разумеется, нет.
From:(Anonymous)
Date:November 1st, 2007 10:22 pm (UTC)
(Link)
Так им и надо. А мы вовремя съебали, да? Коммик, неосталинист...заигрался в слова. Остался бы дома и боролся там со всем этим...Нет же, "критикуем". Из жирненького и безопасного далека. Анализируем, блин. Сами же все и просрали (подготовив пути отхода). Горе тем, кто не съебал. Мы их еще пожурим, ужо...
Powered by LiveJournal.com