Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

"Собачье сердце" Булгакова -- антисоветчина? А, может быть, наоборот?

По предложению супруги посмотрели фильм Собачье сердце. (Разумеется, повесть читали давно, и фильм давно смотрели по выходу, но большое, как известно, видится на расстояньи...) Это оказалось очень кстати в связи с наступающим через пару дней великим праздником.

1. Повесть эта -- с двойной подкладкой, о чем, кажется, мало кто догадывается. Скорее всего, сам автор об этом тоже не подозревал. Она была радостно подхвачена антисоветчиками-перестройщиками как злобная сатира на Советскую власть, а сама фамилия "Шариков" стала нарицательном словом, сравнимым по популярности со словом "совок" и обозначающим примерно то же самое. Антисоветчина и была первой подкладкой.

Рассматривал ли Булгаков свое произведение как антисоветчину? Скорее всего; вероятно, поэтому ему пришлось прибегнуть к такому неуклюжему и беспомощному литературному приему, как выведению Шарикова из собаки.

2. Повесть, главным образом, посвящена живописанию и смакованию того, какая дрянь этот Шариков. Однако Шариков, по своим повадкам, образу жизни и образу мыслей, по существу, идентичен своему кровному брату человеку Климу Чугункину, органы которого были пересажены собаке. Зачем же нужна была вся эта нелепая медицинская фантасмагория -- столь же натужная и несмешная, как, например, кот Бегемот в "Мастере и Маргарите"? Почему бы не организовать сюжет проще и естественнее: профессор Преображенский обнаруживает сбитого чекистским автомобилем Клима Чугункина с поврежденной головой, милосердно доставляет его в свою операционную, спасает ему жизнь и оставляет в своих апартаментах ввиду того, что его подопечному некуда податься? Из-за травмы головы Чугункин теряет, если это необходимо для сюжета, свою память, сохраняя при этом способность играть на балалайке и безудержно хамить. Вот вам и завязка сюжета, а далее упивайтесь мерзостным характером советского гражданина Чугункина, сколько душе угодно!

Единственное объяснение того, что Булгакову потребовался весь этот абсурдный медицинский балаган, я вижу в том, что автор очень уж боялся обвинений в антисоветчине, поэтому и зарезервировал для себя убогое оправдание: мол, это же я не настоящего советского человека показываю таким мерзким, а порождение бродячей собаки...

Впрочем, собачья сюжетная линия в любом случае второстепенна и может быть полностью проигнорирована.

3. В чем неприкрытый пафос повести? В том, какая-таки дрянь эти советские люди: ни одного простолюдина не показано, иначе как с мерзостным мурлом. Крылая фраза Преображенского-Булгакова "Разруха -- в головах!" подразумевает, что разруха в стране имеет место просто потому, что руки и мозги у людей кривые; тому, что страна едва начала приходить от себя после десятилетия (1914-1924) кровопролитнейших войн, выкосивших миллионы людей, он, очевидно, не придает никакого значения.

Повесть, таким образом, -- это декларация брезгливой ненависти к советской популяции.

Однако постойте -- к советской ли? 1925 год на дворе -- едва закончилась Гражданская война и большевики едва взяли власть в свои руки. У Советской власти еще не было возможности как-либо влиять на личность Чугункина-Шарикова: очевидно, эта личность была вполне сформирована старым -- царским -- режимом. И удивляться тут совершенно не приходиться -- про шариковых немало писал Чехов задолго до революции, правда, в отличие от Булгакова, не с издевкой, а с болью.

Что же получается? То, что так омерзительно Преображенскому-Булгакову -- это отнюдь не советский народ, а народ РУССКИЙ! Вот в этом и состоит второе дно повести -- это не антисоветчина, это зоологическая русофобия!

4. Шариковы, таким образом, -- наследие старого царского режима. Советская власть лишь открыла их личико. До революции шариковы гнили в своих трущобах, не смея показаться на глаза хозяевам жизни вроде Преображенского. Советская власть выпустила их на свободу, преображенские столкнулись с ними лицом к лицу и ужаснулись; в головах их возникла иллюзия, что шариковы, раз уж они стали заметны после революции, этой революцией и порождены.

На самом деле Советская власть взяла этот негодный человеческий материал и разительно преобразовала его: из отсталых неграмотных живущих на грани голодной смерти 80% российского населения она в кратчайшие сроки создала народ с поголовной грамотностью, живущий, в большинстве, в городах, а, следовательно, несравнимо более цивилизованный.

Таким образом, камень за пазухой малосимпатичного малоодаренного завистливого автора оказался, пародоксальным образом, литературным явлением, оттеняющим несоизмеримое превосходство Советской власти над царизмом.
Tags: cinema, culture, liberalism, literature, old_russia, racism, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →