Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Patrick Süskind, Das Parfüm (Аромат) -- глоток свежего воздуха в миазмах политкорректности

1. Этот роман был переведен на русский язык под названием Парфюмер: История одного убийцы; в 2006 году по нему был снят фильм Perfume: The Story of a Murderer, который я имел удовольствие пересмотреть в прошедшие выходные. (Обратите внимание на употребление неопределенного артикля "одного" в русском названии!)

Всё, что я здесь буду говорить, касается и книги, и фильма, поэтому я буду и то, и другое называть просто словом "Аромат", как, по моему мнению, следовало бы перевести оригинальное немецкое название.

2. Чтобы показать, что "Аромат" является значительным явлением современной культуры, я буду действовать методом "от противного". Противным (в разных смыслах) в данном случае можно считать серийную продукцию американской фабрики грез -- Голливуда.

Чем американское кино может довести до тошноты? Что бы это кино ни показывало -- античных ли героев, французских ли мушкетеров, инопланетян ли, монстров, игрушечных персонажей, насекомых, рыбок, волшебных существ -- оно всегда показывает АМЕРИКАНЦА, то есть существо с ментальностью и языком, выбранными из набора стандартных пакетов американских типажей. В этом, наверное, проявляются две характерные черты американской массовой культуры -- бесконечное чувство превосходства, основанное на бесконечном невежестве.

Справедливости ради надо отметить, что существуют и счастливые исключения, обычно в независимом кино (например, Fight Club (1999) или Henry Fool (1997)), главные герои которых, будучи американскими гражданами, живущими в США, -- в высшей степени неамериканцы; однако таких исключений очень мало.

3. Чем замечателен "Аромат"? Его главный герой Гренуй -- не француз, не англичанин (национальность актера), не немец (национальность автора и режиссера; автора считаю немцем, пока не доказано обратное), разумеется, не американец -- он вообще НЕ ЧЕЛОВЕК! Если в американском кино гигантский зеленый монстр является стопроцентным американцем, то в этом фильме существо, выглядящее вполне как человек, не является даже человеком! Вот ведь какая фантазия на заданную тему: придумайте существо, лишенное всякой человечности!

Гренуй живет в параллельном мире запахов, если угодно, в другом измерении, где Земля и ее обитатели -- не более, чем субстрат. Люди для него -- не более, чем носители запахов, и потому ничем существенно не отличаются от цветов или булыжников. Гренуй убивает прекрасных девушек без всякого садистского сладострастия, подобно тому, как энтомолог усыпляет эфиром бабочку; садизм -- это ведь сугубо человеческое качество.

Как можно не восхититься присущей герою свободой -- от честолюбия, тщеславия, корысти -- от всех тех человеческих пороков, которые порабощают нас всех -- от нищего до миллиардера? Его не интересует, что думает или может подумать о нем человечество -- его признание, обожание или презрение; для него человечество -- лишь объект исследования и возможной манипуляции. Герой живет в платонических горних высях Идеи о достижении Абсолютного Аромата; ей на алтарь он без колебаний кладет свою жизнь.

Автор сконструировал существо не от мира сего, очевидно, просто ради забавы, без всякой пропагандистской подоплеки, хотя оно и отрицает дух и букву дурмана либерализма каждой секундой своего бытия. В чем смысл существования героя? Для нас он так же бессмыслен, как и мы для него. Он является просто образцом того, что современный обыватель, отравленный до кончиков ногтей оголтелой воинствующей либеральной пропагандой, никогда не сможет себе вообразить -- ни в страшном сне, ни под пыткой.
Tags: america, art, cinema, liberalism
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments