Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

С.Г.Кара-Мурза, "Концепции этничности: Конструктивизм"

Замечательный С.Г.Кара-Мурза предложил в своем дневнике обзор современных и традиционных концепций этничности. Про конструктивизм он написал здесь:

Часть первая;
Часть вторая;
Часть третья.

Перескажу кое-что в пределах своего разумения. Традиционное представление об этничности называется примордиализм (буквально, "первобытизм"), и оно состоит в том, что этничность является наследуемым биологическим свойством человека. Можно сказать, что, согласно этому представлению, этничность материальна и может быть выявлена химическим анализом (а то и беглым взглядом).

Идея конструктивизма состоит в том, что этничность является сугубо культурным артефактом и она создается, или конструируется, причем это делается сознательно относительно небольшими группами людей в их политических интересах.

Кажется, тов. Кара-Мурза вполне разделяет идеи конструктивизма. Мне эта идея тоже понравилась, поскольку она хорошо срезонировала с моим собственным опытом.

Я с малолетства был воспитан в убеждении, что русский народ -- велик и могуч и обладает древней историей, богатой подвигами и открытиями. Это убеждение внедрялось в моё и предыдущие поколения так искусно, что оно не нуждалось ни в каких доказательствах; оно воспринималось с такой же очевидностью, как воспринимается уверенность в том, что завтра снова взойдет солнце. Это было, очевидно, иллюзией примордиализма.

С накоплением некоторых новых представлений о мире, сформированных отнюдь не русофобами и отнюдь не в русофобских целях, начало приходить осознание того, что идея о величии русского народа построена на весьма зыбких основаниях.

Вот, к примеру, такие простые вещи, которые вызывали когнитивный дискомфорт еще в школе.

(*) Великому Княжеству Литовскому -- огромной империи, простиравшейся от Балтийского до Черного морей, -- в школьном учебнике истории было посвящено едва ли полстраницы, не считая карты.

(*) Взаимоотношения русских князей с Ордой никак не укладывались в голове.

(*) История принятия Христианства князем Владимиром, похотливым душегубом, на том основании, что поют уж больно красиво -- смехотворна.

(*) Ломоносовские "достижения" в науке во времена после Ньютона, Лейбница и Гаусса вызывали чувство неловкости.

И т.д. и т.д. и т.д.

В общем, убеждение о величии русского народа постепенно рассеивалось под натиском фактов, несмотря на моё отчаянное сопротивление. Поэтому только что прочитанное описание этноконструктивизма упало на благодатную почву, удобренную вызревшим у меня, подобно чирею, представлением о том, что "Великий Русский Народ" -- не более, чем политический фантом, созданный, главным образом, в XIX и, особенно, XX веках; значительный вклад в его создание внес тов. Сталин.

Конструктивизм, таким образом, если он находит фактические подтверждения, будет хорошим средством для избавления от очень вредных иллюзий.

В заключение -- цитата из первой части:

Иными словами, согласно представлениям конструктивизма, этничность является социальной конструкцией, которая не имеет природных (“объективных”) корней. Этнос – искусственное образование, результат целенаправленной деятельности людей на всех уровнях общества. Те культурные черты, которые используются в качестве этнических символов для сплочения общности и различения ее с “чужими” (этнические маркёры), сознательно отбираются из культуры. Им придается смысл знаков принадлежности к этносу и этнической солидарности, при этом что-то отсеивается и забывается, а что-то принимается общественным сознанием и даже приобретает священный смысл. Ученые и писатели создают историю этноса, его предание и мифы, другие интеллектуалы вырабатывают национальную идеологию и осуществляют идеологическое воздействие (“этнизируют массу”).

В упрощенной и огрубленной форме говорят, что этнические доктрины “изобретаются” элитой – писателями, учеными, политиками. Затем эта доктрина внедряется в сознание потенциальных членов этноса при помощи различных средств культурного воздействия. Так членам общности задаются их социальные роли, осуществляется “этническая мобилизация” населения. Нередко в качестве активных “этнических предпринимателей” выступают представители теневых политических или даже преступных групп, преследующих конъюнктурные цели, не отвечающие интересам общности.


Еще одна, из второй:

Такие выборы становятся особым видом театрализованного ритуала. Антропологи видят в спектакле выборов перенесенный в современность ритуал древнего театрализованного государства, отражающий космический порядок, участниками которого становятся подданные. С. Тамбиа пишет: “Идея театрализованного государства, перенесенная и адаптированная к условиям современного демократического государства, нашла бы в политических выборах поучительный пример того, как мобилизуются их участники и как их преднамеренно подталкивают к активным действиям, которые в результате нарастающей аффектации выливаются во взрывы насилия, спектакли и танцы смерти до, во время и после выборов. Выборы - это спектакли и соревнования за власть. Выборы обеспечивают политическим действиям толпы помпезность, страх, драму и кульминацию. По существу, выборы служат квинтэссенцией политического театра”.

И последняя -- конец второй части:

Важно подчеркнуть, что апелляция к этническим ценностям “почвы и крови” в государствах переходного типа вовсе не является извращением принципов демократии. Согласно современным антропологическим исследованиям, это и есть действительная суть западной демократии, скорректированная реальностью этих государств (это иногда называют “парадоксом Уайнера”, смысл которого состоит в том, что именно демократические процедуры, а не их искажение, и порождают этническое насилие). Такой и была технология западной демократии, в чистом виде представленная Французской революцией. От нее ушёл сам Запад, но под его давлением её вынуждены применять зависимые от него страны.
Tags: old_russia, racism, russia, russians
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments