Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Доброта и щедрость -- только ли благо?

Разумеется, доброта и щедрость -- наиболее высоко ценимые, по крайней мере, в христианском ареале, добродетели человека. Мы, русские люди, в большинстве своем считаем их одним из главным достоинств русского народа, хотя и понимаем, что они являются, скорее, трудно достижимым идеалом, чем реальностью.

Следует ли отсюда, что всегда хорошо быть добрым и щедрым по отношению к любым людям? К сожалению, нет. Обратной стороной вашей доброты и щедрости может оказаться их неблагодарность и расточительность.

Рассмотрим, к примеру, такое зло, как ростовщичество. Оно рассматривалось злом не только русскими православными, но даже и древнеримскими язычниками. Предположим, кто-то нуждается в деньгах, а у вас есть лишние деньги. Почему бы не отдать их взаймы нуждающемуся беспроцентно, до тех пор, пока он не сумеет их вернуть? А даже если и не сумеет -- что же, в рабство его забрать из-за каких-то презренных материальных благ?!

Однако, если бы будем следовать этой логике щедрости, к которой, между прочим, нас призывал Иисус ("Раздай свое имение и иди за Мной", -- ответил он богатому юноше на вопрос: "Как достичь жизни вечной?"), мы можем обнаружить, что наш беспроцентный заём или подаяние легкомысленно растранжирены без особенного положительного эффекта на благосостояние просителя, а он, в свою очередь, уже пришел к вам за новой подачкой, рассматривая её уже не как благодеяние, а как должное.

Собственно говоря, именно это и произошло с советским народом, отплатившим черной неблагодарностью своему великому государству.

Приведу такую аналогию для тех, кто играет в преферанс: играть в преферанс не на деньги не интересно, потому что игроки будут то и дело портить игру необоснованно рискованными объявлениями мизера или слишком высоких ставок: почему бы и не рискнуть, если это все равно ничего не стоит? Так и те, кто будут получать от нас бесплатные блага, будут без особенных колебаний ставить их на кон в рискованных предприятиях.

Мой вывод состоит в том, что в области этики, как и в любой другой области человеческого бытия, к сожалению, не может существовать простых нравственных схем и простых критериев добра и зла: прецеденты здесь (как, впрочем, и везде) мало полезны, и каждый случай должен рассматриваться независимо от других.
Tags: morality
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments