Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Патентное и авторское права как антирыночные явления

Как было показано во вчерашней заметке, капиталисты ненавидят капитализм, поскольку последний является идеалистической утопией, основанной на честности и добросовестности. Капиталисты предпочитают не конкурировать, а устранять конкурентов, в том числе физически, в том числе с помощью государственного аппарата насилия, решая, таким образом, две задачи: присвоение собственности конкурентов и занятие монопольного положения.

Одним из самых ярких примеров использования государства в личных целях в последние десятилетия является использование патентного и авторского права (копирайта). Это обеспечиваемые государственным аппаратом ресурсы монополизации отдельных отраслей экономики. (Другим ярким примером являются войны.)

Патентное и авторское право были введены из, казалось бы, благородных побуждений: дать возможность творческим людям заниматься исключительно творчеством, не погибая от голода. Однако такая гуманность государства, направленная на простых людей, с самого начала должна была бы вызвать подозрение: когда это государство заботилось не о богачах, а о бедняках?

Сейчас мы видим, как эти права работают на самом деле. Обеспечение существования творческого человека оказывается незначительным побочным эффектом. Патенты и авторские права недолго оказываются в собственности авторов/изобретателей: они выкупаются за относительно небольшие деньги крупными корпорациями, обеспечивая последним монопольное положение на рынке. Когда эти механизмы были отточены в последнюю четверть XX века, патентные бюро стали массово получать и МАССОВО ПАТЕНТОВАТЬ, вопреки здравому смыслу, множество очевидных идей, патентовать которые мало кому приходило в голову ранее ввиду их очевидности. По существу, вся технологическая сфера в это время превратилась в Дикий Запад, где тот, кто успел раньше других забить колышек на поле очевидных технологических решений, получал куш в виде огромного куска прав на контроль за производственным здравым смыслом. После окончательного присвоения всего того, что человечество считало общим достоянием, подобно воздуху, начался передел захваченной технологической территории: крупные акулы быстро пожрали мелких, став диктаторами в своих отраслях.

Поработив, таким образом, целые отрасли, корпорации начали извлекать из них баснословный доход. Извлечение такого дохода было принципиально не возможно для самих творческих людей, поскольку оно основано на обширной и дорогостоящей юридической и коррупционной инфраструктуре. Изобретатели и авторы получают жалкие проценты, а то и доли процентов от доходов, полученных корпорациями на основе их творческого вклада -- такова ситуация и в сфере технологий, и в сфере развлекательного бизнеса: книгопечатания, кино, поп-музыки. (Недавняя забастовка голливудских авторов сценариев является тому свидетельством).
Tags: capitalism
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments