Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Немного о турбинных авиационных двигателях

Хотел я написать про историю авиационных двигателей, да, видно, руки уже не дойдут. Однако несколько слов сказать всё же стоит.

Несколько лет назад русские патриоты очень обижались, что страны Западной Европы запретили посадки российских самолетов в их аэропортах под предлогом шумности. Понятно, что шумность рассматривалась патриотами как надуманный предлог для того, что уязвить Россию и ущемить ее в конкурентной борьбе. Конечно, Запад люто ненавидит Россию и старается подгадить при любой возможности, но будем объективны.

Американцы еще в 1960 годах начали массовое производство турбо-вентиляторных двигателей с высоким соотношением площадей вентилятор-турбина (high bypass ratio turbofan). Эти двигатели более экономичны и менее шумны. Их можно отличить внешне по очень большому -- более 2 метров -- входному воздухозаборному отверстию двигателя, в котором виден огромный вентилятор.

Судьба авиационного двигателестроения совершила интересный зигзаг. Первые самолеты приводились в движение воздушным винтом-пропеллером, но при ограниченных скоростях вращения, которые обеспечивали поршневые двигатели, нужно было делать лопасти пропеллеров очень длинными, в результате чего скорости движения их концов приближались к скорости звука, что делало пропеллер неэффективным. Кроме того, невозможен был сверхзвуковой полет на пропеллерах.

Поэтому произошел переход на турбо-реактивные двигатели, которым пропеллер был не нужен. Потом решили помочь реактивному двигателю присоединенным к турбине воздушным винтом традиционной для поршневых двигателей конфигурации, который по указанным выше причинам был неэффективен.

И вот кому-то пришла в голову гениальная мысль: турбина вращается очень быстро; надо приделать к ней винт с короткими, чтобы уменьшить линейную скорость концов, но многочисленными лопастями и заключить всю эту конструкцию в трубу. Так был создан турбо-вентиляторный двигатель, переставший быть реактивным и вернувшийся назад к пропеллерному принципу -- воздушный винт гонит мощную струю воздуха назад, -- но в гораздо более эффективном и элегантном исполнении.

А что же отечественный авиапром? Заточенный на военные двигатели, он еще 2-3 десятилетия после появления турбо-вентиляторов продолжал клепать турбо-реактивные двигатели разработки 1950-х годов. Конечно, это были шумные прожорливые вонючие монстры, и Европу можно понять, когда она, в конце концов, не вытерпела.

А на картинке -- новое поколение турбо-вентилятора с редуктором, понижающим обороты вентилятора до более оптимальных значений.
Tags: engineering
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments