Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

СССР был самой читающей страной в мире? или О сословной структуре советского общества. Часть I

Думается, представление о "самой читающей стране" было одним из советских мифов, который все мы с удовольствием принимали за истину.

В приведенной выше фразе есть одно подозрительное слово: "мы". Кто это мы? Честно сказать, я не могу быть уверен, что алкаши деревни Барятино Калужской области (а все мужчины там были алкашами) так уж гордились принадлежностью к "самому читающему народу в мире". Когда я пишу или думаю "о нас", я могу заблуждаться, принимая близкий мне социальный круг в качестве репрезентативного для всего советского народа.

Советский народ, хоть и предполагался "новой исторической общностью", что, наверное, тоже было мифом, был глубоко расслоен на сословия, может быть, не в меньшей степени, чем народы западные, хотя характер этого расслоения был отличен.

Самыми влиятельными сословиями были чиновничество (1) и столичная (московская и ленинградская) интеллигенция (2), причем последняя доминировала в задании культурного вектора в развитии страны, чем вызывала плохо скрываемую зависть чиновничества, обладавшего неограниченной властью.

Размер этих сословий был очень невелик -- всего несколько миллионов человек, но именно они вершили судьбы страны.

Далее, несколько десятков миллионов человек составляли сословие квазиинтеллигенции (3), к которому принадлежал и я -- это и есть моё "мы". В чем отличие квазиинтеллигенции от интеллигенции?

Квазиинтеллигенция получила формальное высшее образование, но, в отличие от интеллигенции, которая только и существовала в столицах, она не имела непосредственного доступа к источникам культуры: доступ к книгам, а тем более к мировой периодике был очень ограничен, а к музеям, театрам, концертным залам, мировому кино доступ практически отсутствовал. По этой причине квазиинтеллигенции приходилось полностью полагаться на вкусы и воззрения столичной интеллигенции, которая, будучи в значительной степени инородческой и русофобской, получила в лице гораздо более многочисленной русской квазиинтеллигенции мощный усилитель своего влияния, сыгравший роковую роль в Катастрофе 1985-1991 годов. (Такое употребление слова "катастрофа" придумал, кажется, Делягин, и это хорошая идея -- позаимствовать у еврейских товарищей выразительную фразеологию.)

Самая массовое сословие -- простые русские люди (4), вероятно, в большинстве своем не заморачивались идеями столичной интеллигенции.

Продолжение следует.
Tags: culture, ussr
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments