?

Log in

No account? Create an account
Так ли уж неправа была советская "карательная" психиатрия? или О депрессивном характере русских - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
February 6th, 2009
11:27 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Так ли уж неправа была советская "карательная" психиатрия? или О депрессивном характере русских
1. Галич и Высоцкий
Рассмотрим сначала двух замечательных представителей жанра, для которого нет пока хорошего названия -- авторской или бардовской песни? -- Высоцкого и Галича. Обоих я очень уважаю и люблю, каждого по своему. И, хотя обоих их антисоветчики с гордостью подняли на свои знамена, один из них был отпетым (каламбур-с!) антисоветчиком, а другой -- совсем нет, также как один из них был явно русским, а другой -- явно иноплеменным.

Итак, кто же из них двоих был антисоветчиком?

Вот песенка Галича под странным и непонятным мне названием Фарс-гиньоль:

А сырку к чайку или ливерной -
Тут двугривенный, там двугривенный,
А где ж их взять?!


В общем, песня о горестях простой русской семьи, в которой не хватает двугривенных на сырок или ливерную. Советская же власть помочь отказалась, от чего глава семьи запил и повесился на люстре.

Слушая песни Галича о горестях простых русских людей, трудно избавиться от ощущения фальши: всё время кажется, что Галич просто надел печальную маску для своего концерта, а, закончив его, снимет маску, отправится в хороший ресторан и с удовольствием скушает там консоме с профитролями. В такого рода песенках Галич -- барин, бонвиван и жуир, надевший тулуп и онучи. В то же время во многих его песнях можно почувствовать искреннюю боль, но это песни про социально близкие ему сословия -- про евреев, литераторов и жертв кровавой гебни.

В общем, Галич -- экстроверт, он живописует и ненавидит внешний по отношению к нему мир, поэтому его можно считать истинным антисоветчиком.

С интровертом Высоцким -- совсем другая история. Высоцкий, представляя в своих песнях внешний мир, на самом деле проецирует на него свою собственную внутреннюю боль. То есть, когда он поет о страданиях русского мужика, он выворачивает наизнанку свою собственую душу.

Подход Галича: "Смотрите, этот мужик страдает, давайте ему посочувствуем, хотя сами мы и очень неплохо устроились."

Подход Высоцкого: "Я показываю вам в этом мужике настоящие страдания, потому что я сам страдаю именно так."

Таким образом, Высоцкий, в отличие от Галича, взывает о сочувствии к самому себе, а не к абстрактному маленькому человеку.

У Высоцкого были, конечно, основания чувствовать себя не вполне благополучным. Однако, как показал нам другой "протестант" -- Солженицын -- в "Одном дне Ивана Денисовича", даже у лагерного заключенного бывают свои маленькие радости и удовлетворения. Объяснение этого, наверное, в том, что оптимизм -- эволюционно приобретенное человеком качество, сильно способствующее его выживанию.

А Высоцкий, при его невероятно высоком социальном статусе, чувствовал себя несчастным. Повторюсь, не потому, что несчастен был его народ, а потому, что он сам не мог найти смысла в своей собственной жизни. Попросту говоря, он был несчастен с нашей, обывательской точки зрения, без всякой причины.

А ведь это и есть определение психиатрического расстройства, называемого "депрессия"! Сколько людей, казавшихся внешне вполне благополучными, покончили с собой! Говорят, каких-то нейромедиаторов у них не хватало. Вот ведь как: простые химические соединения могут быть причиной вселенской скорби! (Заметим, кстати, что депрессия, скорее всего, более присуща эгоцентричным людям, которые ценят себя самих несоизмеримо выше, чем внешний мир, поэтому ничто во внешнем мире не может отвлечь их от собстввенных страданий.)

Итак, мы ставим диагноз Высоцкому: клиническая депрессия. Естественно, он лечил ее доступными ему средствами -- выпивкой. Однако обратите внимание на коварство антисоветчиков, наживавших политический капитал на личном психологическом дискомфорте великого барда, который они представили бунтом против "ненавистной коммунистической тирании"!

Можно, однако, предположить, что многие люди, страдающие клинической депрессией и пытающиеся найти для ее объяснения рациональные причины, указывают на какие-то внешние обстоятельства, которые, якобы, вызывают их неблагополучие, в частности, на государственную власть. Другими словами, антисоветизм многих, вполне возможно, был именно побочным эффектом клинической депрессии, и тогда попытки смягчить тревожную симптоматику психиатрическими средствами можно считать лежащими в русле традиционной психиатрии. Заметьте, никто из советских диссидентов не называл "карательной" западную психиатрию, а ведь в ней применялись методы "лечения", от наблюдения за которыми самый матерый советский психиатр стал бы заикой, скажем, электрошок или удостоенная Нобелевской премии лоботомия: во лбу с помощью колуна для льда и молотка пробивается дырка, а затем через нее варварски разрушаются передние доли головного мозга; позднее западные гуманисты научились разрушать мозг без ломания костей: инструмент для этого вводился через нос.

Интересно, что при том, что Александр Аркадьевич Галич, очевидно, обладал отменным психическим здоровьем, его герой из процитированной выше песенки явно стал жертвой клинической депрессии.

2. Русский народ
Обобщим наши наблюдения: алкоголизм Высоцкого был обусловлен умственным расстройством, называемым "депрессия". Не вызван ли массовый алкоголизм русского народа той же причиной?

Предполагать так есть некоторые основания. Пьянство, наверное, вообще свойственно северным народам -- к примеру, изрядно прославились на этом поприще финны. Я слышал также от человека, прожившего несколько лет в Норвегии, что зимой, во время полярной ночи, чуть ли не половина норвежцев сидит на "Прозаке" -- лекарстве от депрессии.

Может быть, именно неблагоприятный климат с течением столетий нанес вред биохимии мозга, приведший к гораздо более массовому распространению депрессии у северных народов? Здесь надо учесть еще то обстоятельство, что не существует никаких методов сколько-нибудь объективной диагностики депрессии, и у большинства страдающих от нее людей она не диагностирована.

Как только появится знание о биохимических механизмах депрессии, возможно, русское пьянство будет реабилитировано как следсвие болезни, а не слабости характера.

Tags: , ,

(7 comments | Leave a comment)

Comments
 
(Deleted comment)
[User Picture]
From:stalinist
Date:February 6th, 2009 06:30 pm (UTC)

Алкоголизм -- тоже наркомания

(Link)
Алкоголизм -- тоже наркомания, просто водка, в отличие от кокаина, -- это наркотик для бедных.

Поэтому характер наркомании, мне кажется, не существен для моих выводов.

Впрочем, спасибо за интересное сообщение.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:stalinist
Date:February 6th, 2009 06:56 pm (UTC)

Спасибо, товарищ!

(Link)
Спасибо, товарищ!
(Deleted comment)
[User Picture]
From:stalinist
Date:February 6th, 2009 10:21 pm (UTC)

Еще раз спасибо

(Link)
Кстати, а какие наркотики он употреблял?
From:berest
Date:February 6th, 2009 11:16 pm (UTC)
(Link)
У Высоцкого дед - еврей.
Биохимический механизм депрессии - нарушения обмена серотонина. Успешно лечится антидепрессантами уже десятилетия. К сожалению, иногда фармакотерапии бывает мало. Например, социальные причины антидепрессантами не устранить.
Вид наркотика и характер употребления значат очень много. Существуют стратегии употребления, например, современных синтетических опиатов с большим периодом дейстивия, которые позволяют сохранять работоспособность и здоровье сколь угодно долго.
[User Picture]
From:stalinist
Date:February 7th, 2009 12:13 am (UTC)

Знания выши обширны, но неглубоки

(Link)
1. Национальность деда в данном случае мне не кажется существенной.

2. Если депрессия вызвана нарушением обмена серотонина, то при чем здесь социальные причины? Если человек печален, потому что беден, то его печаль совершенно естественна; его следовало бы считать психом, если бы было наоборот.

В том-то и дело, что депрессия -- это беспричинное горе.

3. Ага, сказочка на ночь для наркомана: можно ширяться, сколько хочешь, и сохранять при этом прекрасное здоровье.
From:berest
Date:February 7th, 2009 11:30 pm (UTC)

Re: Знания выши обширны, но неглубоки

(Link)
1. Ну и ладно.
2. Если депрессия вызвана нарушением обмена серотонина, то при чем здесь социальные причины?
Я писал не о причинах депрессивных расстройств, а о механизме их развития. Причины различны: хоть черепно-мозговая травма.
А социальные причины здесь вот при чём: высокий уровень стресса повышает вероятность развития депрессивного расстройства, которое в менее стрессогенной среде не развилось бы.

Если человек печален, потому что беден, то его печаль совершенно естественна; его следовало бы считать психом, если бы было наоборот.

А может, человек бывает печален не оттого, что беден, а оттого, что не удовлетворяет свои потребности? Иначе самыми несчастными людьми были бы монахи, давшие обет нестяжания.)


3. Ага, сказочка на ночь для наркомана: можно ширяться, сколько хочешь, и сохранять при этом прекрасное здоровье.
Да не говорил я про то, что можно ширяться, сколько хочешь) Вы просто захотели это в моих словах увидеть, и увидели). И на всякий случай: я не наркоман, скорее наоборот - работал в центре их реабилитации)
From:cynic_1j
Date:February 7th, 2009 07:28 pm (UTC)

Советские они, советские

(Link)
а не русские. Тоже мне, нашли русских - Галич и Высоцкий. У русских и своих проблем достаточно, чтобы Вы на них ещё проблемы этих советских полукровок (это в лучшем случае) вешали.
Powered by LiveJournal.com