Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Блаженны были русские, ибо их было Царствие Небесное!

Посмотрели телефильм киностудии Довженко "...Еще до войны", вышедший в 1982 году по рассказу сибиряка Виля Липатова. Фильм очень убогонький, и, по большей части, смотреть его неловко. Однако он помог понять мне некоторые, казалось бы, очевидные вещи, которые ранее не приходили в голову.

1. Можно быть русским, только будучи нищим
По своему опыту могу сказать, что настоящие русские люди -- приветливые, доброжелательные, щедрые -- встречались мне, главным образом, в деревнях, в которые я попадал мальчиком во время путешествий с семьей, и потом, будучи студентом, аспирантом и научным сотрудником, во время отработки барщины в колхозах Подмосковья и Калужской области.

(Впрочем, об этом я писал и ранее -- см., например, здесь: Что немцу здорово, то русскому смерть -- хе-хе, почти ровно 5 лет назад.)

В фильме как раз и показывают маленькую русскую деревню в 1939 году. Немного уклоняясь от темы, замечу, что, глядя на ее жителей, у которых еще впереди подвиги Великой Победы и последующих индустриальных и технологических свершений, я подумал: "Уже тогда можно было бы понять, что страна обречена: слишком уже велико было культурное и технологическое отставание". Как мы видим, преодолеть его так и не удалось.

В сибирской деревне 1939 года нет электричества и, разумеется, никаких средств связи: радио, телефона, телеграфа. Но дело даже не в этом. Нам показывают эпизод семейного обеда, демонстрирующий "тонкость крестьянской культуры", много раз воспетой в советской литературе: все едят деревянными ложками из общего котелка, подставляя под ложку кусок хлеба, дабы не растерять по дороге от котелка до рта драгоценную влагу.

Помилуйте, да кружки-то у каждого своя! Что мешало сделать каждому по плошке по той же технологии? Духовная ленность, очевидно, согласно Пушкину: "Мы ленивы и нелюбопытны..." Зачем делать плошки, если и так можно обойтись?

Народ, не удосуживающийся сделать для себя тарелки, почти безнадежен, и только великий дух тов. Сталина сумел поднять его на Подвиг, увы, лишь на короткое время.

Однако русскость и этот быт были неразрывно связаны -- см. упомянутую заметку выше.

2. Детская выживаемость и любовь -- это буржуазные роскоши
Мы все читали о несвободе традиционного патриархального общества, где браки заключались родителями, а мнения самих брачующихся не имели никакого значения в свадебном процессе. Слово "любовь" было в крестьянской среде чем-то иностранным или волшебным. Вот-де, какое самодурство царило в русских деревнях, где брак по любви был лишь редким исключением!

Однако в фильме хорошо показано, что брак был важен прежде всего как средство продолжения жизни, и при этом имеется в виду не только будущее поколение, но и текущее, и родительское! Русская деревня всегда жила на грани выживания: не до любви, быть бы живу! Невеста, вводимая в семью жениха, -- жизненно важный источник рабочей силы; если эта добавочная сила недостаточна, вся семья будет голодать и, возможно, вымирать.

Другими словами, худосочная невеста, выбранная по любви, может стоить жизни всей расширенной семье. Понятно, что пренебрежение любовью было не самодурством, а всего лишь способом выживания.

Рассмотрим теперь детскую смертность в этом же аспекте. Нужно ли было русским крестьянам здравоохранение? Нет, оно было бы для них гибельно, потому что спасало бы от смерти слабых детей, которые не смогли бы прокормить не только своих родителей, но даже и самих себя. Русские бабы непрерывно рожали детей, чтобы осуществлять интенсивный отбор самых жизнеспособных; слабые должны были умирать, будучи непосильным бременем для семьи.

Резюмируя, можно сказать, что, в тяжких условиях русской жизни с массовой гибелью от голода каждые несколько лет, русские должны быть следовать суровой дарвиновской стратегии жестокого отбора и при заключении брака, и при выращивании потомства.

Это и было ценой русскости; повышение благосостояния устранило угрозу жизни, а с нею и русскость как таковую.

3. О комплексе неполноценности русских
Поразительно, но Советская власть сумела заразить комплексом неполноценности, которым до революции страдала лишь русская аристократия, даже крестьянскую бедноту! Проявляется она в фильме в попытках говорить "красиво", то есть усложнять свою речь ненужными эпитетами и оборотами. Я сейчас не вспомню пример из фильма, но вот, например, всем известная песня из фильма "Свадьба с приданым":

Обо мне все люди скажут:
"Сердцем чист и не спесив."
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?


Молодой человек, дабы преодолеть ощущаемую им собственную убогость, пытается замаскировать ее "красивыми" оборотами, взятыми, предположительно, из речи "высшего общества"! Можно вспомнить также и сельского демагога из рассказа Шукшина "Срезал", попытки которого осрамить приехавшего горожанина были попытками преодолеть острое чувство неполноценности.
Tags: cinema, russia, russians, stalinism, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments