В общем, на все вопросы конкуренции и борьбы за существование дает исчерпывающий ответ печатный станок, производящий доллары в любом необходимом количестве. Не следует, однако, завораживаться фантастическими цифрами, то и дело вбрасываемыми в средства массовой информации: в наше время слово "триллион" стало весьма часто употребляемым, а, когда оценивают объем всех финансовых деривативов в мире, то приходится прибегать и к слово "квадрильон". Надо понимать, что, сколько бы гадзильонов ни напечатали американцы, это ни на грамм не увеличит количество реально существующих материальных ресурсов. Все эти триллионы и квадрильоны -- это всего лишь способ перераспределения этих вполне конкретных ограниченных ресурсов. Все стоны М.Хазина и иже с ним о грядущей катастрофе США на основе анализа триллионов мне кажутся несостоятельными: ну, перепишут какие-нибудь бумаги, и всё пойдет своим чередом.
Однако у многих русских комментаторов можно увидеть тревогу по поводу полного перехода всей материальной собственности из рук промышленной олигархии в руки олигархии финансовой.
(Следует пояснить, что, в соответствии с великим предвидением тов. Ленина о монополистическом характере империализма, промышленность развитых стран сильно монополизирована, то есть контролируется олигархией. В США, например, автомобили производят три колоссальные корпорации, гражданские самолеты -- одна ("Боинг"), львиную долю высокопроизводительных полупроводниковых изделий -- две ("Интел" и "АМД"), работающие в унисон, ракеты -- одна ("Мартин-Локхид") и т.д.)
Почему же так горюют русские комментаторы по поводу несправедливости захвата всей собственности финансовой олигархией? Какая разница для американских трудящихся, кто контролирует корпорацию "Форд" -- Генри Форд XV из династии Фордов или Мойше Зильберман из "Голдман Захс"? Я здесь могу видеть следующие соображения.
Во-первых, кто-то может полагать, что Генри Форд XV лучше понимает в автомобилях, чем Мойше Зильберман. Однако это было бы справедливо для Генри Форда Первого, но отнюдь не для нынешнего.
Во-вторых, мне кажется, русские комментаторы неявно предполагают, что Генри Форд XV будет более гуманно относиться к рабочим, чем человеконенавистник Зильберман. Это было бы очень наивным заблуждением.
Здесь уместно сообщить, что я, после более 25 лет неуважительного отношения к учению Маркса-Энгельса, начинаю ощущать, что кое-что в их учении резонирует с моей душой. В частности, в свете противопоставления Форда Зильберману, я, в точном соответствии с марксизмом, уверен: оба хуже. Оба будут выжимать из народа настолько много, насколько сочтут целесообразным с точки зрения своего комфорта и безопасности.
Превратят ли зильберманы всех трудящихся в рабов? (Кто назовет мне стихотворный размер этой фразы?) Скорее всего нет, потому что это нерационально и с точки зрения обеспечения максимальной производительности их труда, и с точки зрения безопасности -- рабы склонны бунтовать.
Другими словами, как бы пауки в банке глобальной элиты не грызлись, в положении трудящихся вряд ли что-то изменится, поэтому вряд ли стоит с замиранием сердца следить, кто вырвется на вершину мирового господства, даже если мы вообще об этом можем узнать.