Я сам, на основании собственного школьного опыта, в какой-то мере испытывал сомнения по поводу целесообразности обстоятельного универсального советского школьного образования: я видел, что подавляющее большинство моих одноклассников ничем из школьной программы не интересуются, в суть не вникают и со скрипом пишут контрольные и сдают экзамены с помощью малоосмысленной зубрежки. "Зачем", -- думал я, -- "Добиваться от них дотошного доказательства теоремы синусов или выведения закона движения маятника, если они всё равно никогда этого не поймут, даже если бы и захотели, и никогда в жизни им это не потребуется?"
Однако вчера, разговаривая со старшей дочерью о перспективах ее образования в старших классах школы, я понял, что советское образование было весьма важным и ценным. Да, это образование было нужным лишь очень малому числу одаренных детей -- хорошо, если найдется один на класс, но оно позволяло из тонн человеческой заурядности найти столь важных обществу самородков, талант и пристрастия которых были скрыты, в том числе и для них самих, в силу того, что у них не было случая их испробовать.
Обнаружит ли талантливый скрипач свой талант, если ему в руки никогда не попадется скрипка?
Подробные доказательства теорем, будучи скукой смертной для большинства, могут открыть целый мир для латентного математика, а детали строения электронных оболочек атомов -- для латентного химика; ради обнаружения этих редких творческих людей стоило и стоит пытаться привлекать и удерживать внимание к науке и культуре всего человеческого молодняка.