Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Германский ас-стахановец Erich Hartmann: как создаются легенды

На статью об этом прославленном немецком асе, который в возрасте 20-23 лет сбил 352 самолета одержал 352 воздушные победы(*), в подавляющем большинстве в боях против советских самолетов, -- больше, чем кто бы то ни было в истории! -- я наткнулся вчера, открыв Википедию. Гвоздем страницы была статья о японском истребителе времен Второй Мировой войны Mitsubishi A6M Zero (а нынешняя-то белая и пушистая Mitsubishi, оказывается, истребители делала...), откуда я естественным образом попал на страницу о легендарном Messerschmitt Bf 109 (а мотор-то для него делал ныне белый и пушистый Даймлер-Бенц...), на котором Erich Hartmann и совершил все свои подвиги.

Глядя на почти девичье лицо этого юноши, и не подумаешь, что это -- сверхчеловек, белокурая бестия, "Черный дьявол", как якобы называли его русские.

В статье написано, что ему повезло, что он попал под начало наиболее опытных летчиков-истребителей, под чьим руководством Hartmann постоянно разрабатывал свою тактику. Кроется ли секрет его успехов в какой-то особенной тактике? Вряд ли, потому что тактику можно передать другим, и тогда таких супер-летчиков были бы сотни, если не тысячи.

Значит, всё-таки, Hartmann -- уникальный сверхчеловек, вроде олимпийского чемпиона по плаванию Michaelа Phelpsа? Такое предположение могло бы быть уместно, если бы воздушные бои походили на рыцарские турниры один на один. Однако, как я думаю, в большинстве случаев, воздушные бои происходили между группами самолетов. А когда сверхчеловек находится в группе, его сила усредняется, разделяется между всеми участниками группы, так что группа со сверхчеловеком может оказаться слабее группы без оного, если остальные участники в группе сверхчеловека слабее своих противников.

В самом деле, как бы ни был искусен ас, он не сможет победить в борьбе с противником, обладающим значительным численным превосходством, например, в одиночку против двух или трех самолетов противника: пока он будет преследовать одного, он будет беззащитен перед другими. А в групповом бою численное превосходство противника вполне вероятно, когда противник перебьет более слабых партнеров сверхчеловека. К примеру, в бою супермена + 7 других против 8 самолетов противника вполне может случиться так, что один супермен останется против 3 самолетов противника, и тогда он будет сбит.

Этого никогда не происходило. Почему? Очевидно потому, что из Hartmannа решили сделать не только авиационного аса, но и пропагандистского туза. Вероятно, он работал по-стахановскому методу: Стаханов-то рубил себе уголек, но его непрерывно обслуживала огромная бригада рабочих: они оттаскивали вагонетки, мгновенно заменяли вышедший из строя инструмент, отирали пол со лба и так далее. Прославился же один Стаханов, а про огромную инфраструктуру его обслуживания никто и не вспоминал.

Я предполагаю, что Hartmann и был таким "Стахановым": он вылетал для боев только при наличии заведомого численного и технического преимущества, с огромной свитой, защищающей его тылы, и т.п. Он, скорее всего, ретировался при малейшем намеке на опасность. Короля делают свита и режиссер, почти всегда неблагодарно забываемые.

----------------------------
(*)Разница между числом "побед" и сбитых самолетов весьма существенна -- см. http://zhurnal.lib.ru/t/tonina_o_i/hartman_luftsiege.shtml (спасибо за ссылку тов. andrews_answer!); так, один сбитый самолет засчитывается за 4 "победы".
Tags: propaganda, war
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments