Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Почему кто-то заплатил 43,8 миллиона долларов за картину Уорхола? А разгадка одна...

Благодарю всех принявших участие в опросе. Такого рода загадки меня давно занимают, и некоторый подход к ним я наметил здесь: Свободно-конвертируемая живопись. Думаю, эта заметка и сейчас может представлять интерес.

Результаты же опроса на данный момент таковы:

1. Обладание этим живописным произведением дарит неземное блаженство.
1 (4,35 %)

2. Инвестиция: покупатель надеется продать дороже в будущем.
11 (47,83 %)

3. Это демонстрация своего богатства.
8 (34,78 %)

4. Покупатель сошел с ума.
2 (8,70 %)

5. Другое (оставьте, по возможности, запись.)
1 (4,35 %)

1. Товарищ, выбравший вариант 1, очевидно, пошутил. Маски давно сброшены, и всё сейчас делается очень цинично: никто уже не притворяется, что художественные достоинства картин играют какую-либо роль, или что они вообще присутствуют. Его Величество Торгаш смотрит на всё, в том числе и на искусство, через, буквально, цифровую призму: его интересуют только цифры, следующие за знаком $.

2. Вариант 2 выглядит наиболее правдоподобно из всех представленных, но у него тоже есть свои слабые места. Во-первых, как можно быть уверенным, что ты не окажешься последним в цепочке наживающихся спекулянтов? А вдруг у тебя твою картину уже никто не купит даже за ту цену, что ты заплатил?

Здесь надо учесть, что людей, способных украсить стену своего особняка за 40 миллионов долларов, очень мало, и они, наверное, все друг друга знают. Вполне возможно, что они все могут сговориться против покупателя картины и бойкотировать его попытку эту картину продать. В этом случае он понесет огромные убытки, то есть попытка покупки картины как предмета спекуляции -- огромный риск.

Далее, после покупки картину надо застраховать. Но это вещь весьма хрупкая и компактная: она может сгореть, ее могут украсть и т.п. Можно ли быть уверенным, что найдется страховая компания, готовая обеспечить покрытие на десятки миллионов долларов для такого уязвимого предмета? Даже если она затребует огромные ежемесячные страховые взносы, она будет понимать, что, если владельцу картины будет очень нужно вернуть эти десятки миллионов, он за малую долю от этой суммы легко сможет организовать поджог, кражу, вандализм и т.п. То есть для страховой компании риск тоже будет выглядеть чрезмерным.

Поэтому этот вариант также кажется весьма сомнительным.

3. Что касается демонстрации богатства, то, демонстрируя богатство, не следует давать людям повод подозревать тебя в идиотизме. Есть множество более практичных способов демонстировать свое богатство: например, купить газету, или телестудию, или сенатора, или президента, и т.п.

4. Покупатель сошел с ума? Единичные случаи возможны, но продажа картин за миллионы случается довольно часто. Теория вероятностей -- против.

5. Другое. Единственный комментарий, который подходит к этой категории, состоит в следующей оригинальной идее. Кстати, в одной из публикаций было сказано, что такого сорта сделки оживляют опавший в результате кризиса рынок искусства. Анонимный товарищ предложил такое объяснение, в которое я вынужден ввести свои уточнения: мафия, спекулирующая тем, что объявляется произведениями искусства, решила подогреть интерес к этому рынку, собрала со своего мира по нитке и купила картину как бы сама у себя.

Ну что ж, это объяснение имеет право на сушествование.

6. Но мне больше нравится мое собственное, более общее объяснение. Меня осенило прошлой ночью, под утро. Я мысленно стоял перед этой картиной и бешено хохотал. "Шура", -- говорил я себе, -- "Она золотая!"

Как я уже написал вначале, я всегда подозревал, что в спекуляциях произведениями искусства что-то нечисто -- ну не могут большие деньги вертеться вокруг чего-то светлого и благородного! -- но что именно, я никак не мог уловить. Однако слово "нечисто" здесь -- ключевое! Если что-то нечисто, то его надо отмыть! Вот в чем секрет: сделки такого масштаба -- это происходящее у всего мира на глазах отмывание денег, внутренний оффшор! Аукционы Сотби и Кристи, подобно швейцарским банкам, -- гигантская финансовая инфраструктура с в высшей степени респектабельной вывеской, обслуживающая мировой подпольный бизнес.

Вот продает эту картину некая вдова Клико -- картину, за которую она заплатила "всего-то" 385 тысяч долларов в далеком 1986 году. А у этой вдовы есть троюродный племянник, между прочим, американский генерал, командующий сейчас американской дивизией в Афганистане. В свободное от командования время генерал координирует выращивание и сбор урожаев мака и транспортировку опиума в Западную Европу и США. Он, очевидно, рассчитывает на адекватное вознаграждение за столь рискованные труды. Наркомафия доставляет это вознаграждение очень элегантным путем, покупая кусок мусора у его тетушки за 43.8 миллиона долларов. Когда тетушка умирает, завещая всё племяннику, он, на вопрос об источнике своего несметного богатства, скромно потупив глазки, отвечает: "Да вот тетушка моя однажды очень удачно картинкой спекульнула..."

Разумеется, родственная связь совсем не обязательна. Просто после сделки к вдове могут прийти и сказать: "Мадам, уже подают листья, поэтому оставьте-ка себе ваши комиссионные, как договаривались, а всё остальное переведите в "Фонд помощи голодающим беспризорным детям Поволжья Афганистана" (тем самым детям, которые собирают мак под присмотром нашего американского генерала). (Ой, что-то Галковским запахло? Чур, чур меня!) В общем, если тщательно проследить дальнейшую судьбу этих 43,8 миллионов, наверняка можно будет обнаружить много интересного!

Ирония же судьбы состоит в том, что картина фигурирует здесь как абсолютно бросовая декорация, не имеющая ценности ни в каком смысле. И страховать ее не обязательно -- сгорит, ну и хрен с ней, она свою роль сыграла, и для следующей транзакции сгодится любая другая мазня или, на худой конец, случайно найденные окаменевшие экскременты какого-нибудь (а какого надо?) "великого художника".
Tags: art, capitalism, corruption, poll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments