Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Гностический подход к теодицее

Теодиция -- "оправдание Бога": если Бог всеблаг, как объяснить, что Он допускает существование зла?

Вот интересный подход к этой проблеме с гностической точки зрения. Автор в качестве примера берет недавнее цунами, обрушившееся на Юго-Восточную Азию и уничтожившее тысячи людей:
Итак, богословский вопрос стихийного бедствия, для гностического пути рассуждения, искусно решён, поскольку гностики признают, что это более сложный вопрос, чем дуалистический аргумент "если Бог благ, почему случаются несчастья." В данном случае, цунами, трагическое и ужасное, не было результатом прямого вмешательства Бога или кого-либо иного. На самом деле, это не было результатом действий демиурга. Напротив, это было рябью на безумной реальности, вспышкой во вселенском мозгу.

И далее:
Истинный Бог, Бог Христа, точно так же не мог предотвратить цунами, как психолог не может предотвратить мозговую аневризму.

То есть я понимаю эту идею так. С гностической точки зрения, существующий мир, созданный безумным Демиургом -- вообще уродство от начала до конца, в котором, разумеется, то и дело случаются всякие гадости. Это, если угодно, именно питомник всяких гадостей, подобный голове маньяка, наполненной всякими отвратительными мыслями. Человек, который способен это осознать, может, обратившись к Богу, оказаться способным отключиться от этой гнусности, как бы вернувшись из бредовой реальности в идеальный мир.

В то же время сама проблематика теодиции кажется мне идиотской, и меня поражает, как такие люди, как, например, Достоевский, усматривали здесь какие-то проблемы (знаменитая речь Ивана Карамазова о слезинке замученного ребенка).

Цунами убило тысячи людей? А кто сказал, что это плохо для убитых?!

Если бы карамазовский ребенок не был бы убит, кто должен гарантировать, что ему в его дальнейшей взрослой жизни не придется испытать гораздо более страшные и продолжительные страдания? А ведь только в этом случае следует сожалеть о его смерти. Если это должен гарантировать Бог, то тогда вопрос от драматизированных страданий ребенка переходит к вопросу страданий взрослых, то есть к вопросу о страданиях вообще.

Но страдания вообще не свидетельствуют непременно об отсутствии доброты, как это видно на примере хирурга, режущего по живому из самых человеколюбивых соображений.
Tags: christianity, religion, theodicy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments