Возьмем, к примеру, США или Канаду -- куда уж выше в технологическом смысле! Однако именно здесь характер и стиль этого самого высокотехнологичного производства являются типично средневековыми. В самом деле, в каких отраслях промышленности занято больше всего людей в этих странах? В производстве электронных компонент, бытовой электроники и компьютерной техники, а также, разумеется, в обслуживании этой техники -- производстве программного обеспечения (ПО) и поддержании его функционирования.
Я как раз работаю в компании, являющейся лидером в производстве кое-какой весьма популярной электроники и программного обеспечения к нему. (В какой компании -- не скажу: конспирация!) Что же я вижу: значительная часть работы делается очень молодыми людьми -- зачастую приходящими на практику на семестр студентами-младшекурсниками. Эти студенты являются, очевидно, полным аналогом подмастерьев: они не обладают фундаментальным образованием (потому что младшекурсники) и не нуждаются в нем, они приходят к мастерам и дотошно перенимают у них практические навыки.
Действительно, работа в этой отрасли: разработка электроники, механических компонент (корпуса, кнопок и т.п.) и программного обеспечения требует использования очень сложных и громоздких систем автоматизированного проектирования и средств компиляции, сопряжения разных систем и отладки. Всему этому невозможно научиться в университете: это голая эмпирика на уровне: "делай так, потом так, а потом так". Подмастерьям надо учиться годы именно этой эмпирике. Никого сейчас особенно не интересует ученая степень; интересует лишь количество лет работы в качестве, скажем, системного программиста.
Социальный статус образования резко упал, и освободившиеся места на инженерных факультетах заполонили китайцы и индусы. Назад, в пампасы!