?

Log in

No account? Create an account
Коммик, Just Коммик
December 14th, 2005
08:26 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Когда-нибудь советскую эпоху будут изучать так, как сейчас изучают историю Римской республики
И одним из главных средств для этого изучения будут фильмы.

Советская эпоха, которую мы потеряли, стремительно удаляется во времени; впору уже сочинять о ней легендарный эпос. Зачастую, глядя на реплики дневниковедов, нахожу их возраст на описательной странице и, если человеку до 30 лет, задумываюсь: "Его видение советского мира, наверное, принимает все более и более фантастические черты; советская ментальность для него, возможно, гораздо более чужая, чем, скажем, современная американская".

Об этом я подумал, посмотрев вчера с семьей фильм "Уроки французского" (Мосфильм, 1978) по повести В.Распутина. И меня самого уже кое-что поразило, оставив неприятный осадок: неодолимая гордость юного героя, граничащая с бесчеловечной гордыней. Нет в нем любви к ближнему, и, если он, голодая, гордо отвергает самоотверженную помощь даже любящего его человека (учительницы французского), можно ли рассчитывать кому-нибудь на его помощь в трудное время?

У советских собственная гордость, которую я наблюдаю даже у старших членов собственной семьи. Удивительно, и не всегда хорошо.

(16 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:kokoryan
Date:December 14th, 2005 02:23 pm (UTC)
(Link)
>Советская эпоха, которую мы потеряли, стремительно удаляется во времени; впору уже сочинять о ней легендарный эпос.

Где-нибудь в таёжных дебрях из остатков нашей цивилизации возникнет община, у которой будет легенда о великом прошлом, героях и богах со странными именами - Ленин, Сталин, Чапаев, Матросов и др. ... ...
[User Picture]
From:pervoprohodets
Date:December 14th, 2005 02:45 pm (UTC)
(Link)
Можно, конечно. У такого рода гордости есть обратная зеркальная сторона. Человек всегда готов давать, но не может брать.
[User Picture]
From:b100ru
Date:December 14th, 2005 03:17 pm (UTC)
(Link)
Паренек этот ведет себя совершенно естественно для своего возраста и своей среды. Это нельзя называть гордостью. Как ты можешь брать у другого, если ты не знаешь этого человека? Время послевоенное, кругом голод. А вдруг она последнее отдает? Как ты потом ей в глаза смотреть будешь?

И воспитан он так был: "а может человеку нужнее, а я и так проживу". Отсюда и то, что Вы называете "У советских собственная гордость". У меня родная бабушка от меня самого вещи брать отказывается: "вам нужнее, а мне уж помирать скоро; куда мне?".

В моей жизни это всегда было признаком русскости человека. Русскому всегда было проблемой что-то дать, люди насмерть отказывались.

Так что Ваши выводы насчёт гордости русских ошибочны.
[User Picture]
From:stalinist
Date:December 14th, 2005 03:45 pm (UTC)

Гордость связана с отсутствием любви к людям

(Link)
Я приведу пример отсутствия любви как подкрепляющий аргумент в пользу наличия гордыни.

Хозяйкин сын ворует у героя еду. Какой должна быть естественная, на мой взгляд, реакция? Поговорить с ним в надежде устыдить, или разжалобить, или так или иначе договориться. Герой же предпочитает мучиться в гордом одиночестве. Очевидно, он поставил крест на хозяйкином сыне; он не верит и не надеется, что можно пробудить у последнего совесть; он полностью, без права на обжалование, выводит его из круга людей, достойных уважения или хотя бы прощения.

То же самое с самой хозяйкой, хотя она, как видно в конце фильма, не лишена сострадания и понимания того, что воровать у голодного -- очень грешно.

Да даже с собственной матерью он не решает открыть душу. Жутковатое зрелище, особенно, если участь, что проблемы страдальца легко решаются: можно спрятать еду, хранить ее у учительницы и т.п.
[User Picture]
From:b100ru
Date:December 14th, 2005 04:09 pm (UTC)

Да какая там гордость?

(Link)
Он же живет у них в доме. Никому не нужен. И он очень хорошо понимает это, понимает, что пользуется их милостью. Они ничего ему не должны. Он их просил о крове. Они не обязаны быть "хорошими людьми", они такие, какие есть. Ну не повезло ему с родственниками! Что он может сделать? Вы, видимо, никогда в такой ситуации не были.

Скажут ему, чтобы ехал домой и поедет. И не сможет учиться. И всё, мечте конец.

Он надеется, но он действует чисто по-русски. Оставляет всё в руках Божиих (даже если и не верит в Бога, всё равно подсознательно поступает так, как поступали в подобных ситуациях поколения его предков). И поступает совершенно правильно. Хотя советскому этого не понять (пожалуйста не примите на свой счёт, это я из собственного опыта), советский будет добиваться "справедливости". Та самая советская гордыня, о которой Вы пишите ниже.

И с матерью он поступает совершенно естественно. Он - мужик. Он сам решит свои проблемы. Странно, что Вы этого не видите.

Да, помощь другим нам оказывать свойственно. И принимаем её с благодарностью. Но не от всех. От тех, которые потом придут предъявлять счёт "за тюбетейку" нам помощи не надо. Пусть жрут свою чечевичную похлебку сами.
[User Picture]
From:remo
Date:December 14th, 2005 05:32 pm (UTC)

Вообще-то,

(Link)
Вы описываете просто практичность. Расчетливость.
[User Picture]
From:b100ru
Date:December 14th, 2005 05:42 pm (UTC)

А чем расчётливость плоха?

(Link)
Вы бы развернули свою мысль, что-ли.

В чём расчётливость? В том, что не преследует вора? В том, что не хочет нагружать мать своими проблемами?
[User Picture]
From:remo
Date:December 14th, 2005 05:58 pm (UTC)

В первом абзаце.

(Link)
Поведение героя определяется желанием выучиться во что бы то ни стало.
[User Picture]
From:remo
Date:December 14th, 2005 05:40 pm (UTC)

И что же такое,

(Link)
по-Вашему, любовь?

Герой Распутина, не знаю уж насчет самого писателя, движим двумя чувствами - жалостью и стыдом. Жалостью - это понятно, стыдом - потому что дети в его возрасте в то время уже работали.
[User Picture]
From:b100ru
Date:December 14th, 2005 05:45 pm (UTC)

Re: И что же такое,

(Link)
И жалостью и стыдом тоже. Как и все мы.

А как Вы расцените тот факт, что он матери малолетнего вора не пожаловался? Понимал, пожалуй, что тот тоже кушать хочет. Время голодное для всех было.

Собственно спор на это тему можно вести до безконечности. Каждый будет видеть то, что его душе ближе.
[User Picture]
From:remo
Date:December 14th, 2005 05:55 pm (UTC)

Я не поняла:

(Link)
сначала Вы утверждаете, что "все мы" (люди вообще, только русские?) движимы одинаковыми чувствами, потом - что души у всех качественно разные - настолько, что и спорить о мотивах чужой души бессмысленно.

Или собственно мысль, которую Вы хотели высказать ещё какая-то третья?
[User Picture]
From:b100ru
Date:December 14th, 2005 06:03 pm (UTC)

Re: Я не поняла:

(Link)
Где это я что-то говорил за "всех нас"? Где я говорил о безсмысленности? Безконечность не равна безсмысленности.

Мыслей, которых я высказал в этих 2-х постах даже больше, чем три. Свою позицию я прояснил в достаточной степени.

Я Вам задал несколько вопросов в двух ответах на Ваши сообщения. Вы их пропустили. Мне не совсем понятно о чём Вы собрались со мной разговаривать.


[User Picture]
From:stalinist
Date:December 14th, 2005 03:49 pm (UTC)

Не согласен, что гордыня была свойственна русским

(Link)
В суровых российских условиях русские могли выжить только благодаря взаимопомощи. Поэтому для русских свойственно было как оказывать помощь, так и с благодарностью ее принимать. Кстати, и нищенство никогда не считалось презренным.

Гордыня, мне кажется, стала культивироваться именно в советское время через официоз.
[User Picture]
From:krytyk
Date:December 16th, 2005 02:23 pm (UTC)

Re: Не согласен, что гордыня была свойственна русским

(Link)
Кстати, о нищих. В Московском метро сейчас очень много попрошаек: в основном это цыганки с детьми или с перманентной беременностью или безногие нищие, которых утром привозят, а вечером забирают те же цыганки. Когда я это увидел собственными глазами, то подавать перестал. Но в своей правоте не уверен в том смысле, что может быть инвалиду что-нибудь и перепадает от цыган.
From:(Anonymous)
Date:December 14th, 2005 05:53 pm (UTC)
(Link)
Не стоит, на мой взгляд, так уж типизировать характер.
В упомянутых его свойствах, на мой взгляд, нет ничего исключительно русского или советского.
Во-первых, это Сибирь. В средней полосе, на юге России народ несколько другой.
Во-вторых безотцовщина.
И наконец - он на правах “бедного родственника” в семье не отличающейся нравственной чистоплотностью.
Трудно ожидать от подростка мудрости и терпимости, свойственной далеко не каждому взрослому.
Ст
[User Picture]
From:stalinist
Date:December 14th, 2005 06:02 pm (UTC)

Да какие уж тут мудрость и терпимость

(Link)
Наоборот, герой как раз демонстрирует удивительную недетскую терпимость.

А если по-простому, по-детски: тебя обижают -- ты плачешь или пытаешься воззвать к обидчику. Так ведь нет: прямо как Штирлиц в тылу врага.
Powered by LiveJournal.com