?

Log in

No account? Create an account
Коммик, Just Коммик
August 17th, 2010
01:10 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
О "современном" искусстве (искусстве нетрадиционной ориентации)
Слово "современное" здесь в кавычках, поскольку в приложении к искусству оно говорит не о времени существования искусства, а о его нетрадиционной ориентации. В самом общем смысле эту ориентацию можно охарактеризовать словом "нереализм". "Современное" искусство не интересуется реальностью как таковой; в лучшем случае оно ее искажает, как на картинке слева.

Однако спрос на "современное" искусство не такой уж маленький, и я предполагаю, что этот спрос не только коммерческий: некоторым это искусство нужно именно для души.

Я думаю, для таких искренних поклонников "современное" искусство является бегством от постылой, смертельно надоевший реальности в новый, искусственно созданный мир; это бегство в сказку, которое можно уподобить, с одной стороны, стремлению русских поехать в Европу, а с другой -- шопаголизму. (К стыду своему, я пришел недавно к выводу, что моя потребность ездить в Европу сродни шопаголизму.)

Заметим, что и старое искусство традиционной ориентации зачастую служило тем же целям: оно "реалистично" изображало богов, мифологические персонажи и т.п. -- это был тоже вариант бегства от реальности, точнее, попытка спастить от страха ее непознаваемости, подобного страху ребенка, заглядывающего в темную комнату.

Проблема, однако в том, что построить искусственный мир, который хоть в малейшей степени мог бы сравниться по своей сложности, красочности, многообразию, непознаваемости, непресыщаемости с миром реальным, доступно лишь очень немногочисленным гениям, если доступно вообще. В остальных же случаях горы рождают мышей.

Но эскейписты -- бегуны от реальности -- хотят верить, что они нашли этот мир в том или ином произведении "современного" искусства, поэтому они изо всех сил стараются убедить, прежде всего, себя, что это действительно мир, достойный нашего любования. Их реакция на критику -- denial, отрицание: "Нет, я верю, что там что-то есть, не может не быть, я так в этом нуждаюсь!" -- кричат они, топая ножкой. Ах, обмануть их нетрудно, они сами обманываться рады...

Tags: ,

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:tantalus2
Date:August 17th, 2010 05:29 pm (UTC)
(Link)
Как раз, реализм в изобразительном искусстве, является кратковременной аберрацией. Если быть хотя бы поверхностно знакомым с историй искусства, то очевидно, что ни большая часть древнего искусства, ни иконопись средних веков реализмом не были. Слпошной символизм и почти никакого реализма. Да и в эпоху Ренессанса творили не только реалисты, но такие символисты как Босх, Брейгели, Ван Эйки, Кранахи, Джотто, Чимабуэ, Фра Анжелико и много других.
[User Picture]
From:stalinist
Date:August 17th, 2010 05:41 pm (UTC)

Да, вы мне напомнили, спасибо

(Link)
Да, вы мне напомнили, спасибо -- сейчас добавил немного:

Заметим, что и старое искусство традиционной ориентации зачастую служило тем же целям: оно "реалистично" изображало богов, мифологические персонажи и т.п. -- это был тоже вариант бегства от реальности, точнее, попытка спастить от страха ее непознаваемости, подобного страху ребенка, заглядывающего в темную комнату.
[User Picture]
From:tantalus2
Date:August 17th, 2010 07:38 pm (UTC)

Re: Да, вы мне напомнили, спасибо

(Link)
Да каких там богов! Вы Босха вспомните. Какой там реализм? Это же просто иллюстрации белогорячечного бреда.
[User Picture]
From:stalinist
Date:August 17th, 2010 07:41 pm (UTC)

Re: Да, вы мне напомнили, спасибо

(Link)
Да я не про Босха. Я про античную греко-римскую скульптуру.

А Босха -- да, в топку...
[User Picture]
From:tantalus2
Date:August 17th, 2010 07:56 pm (UTC)

Re: Да, вы мне напомнили, спасибо

(Link)
Вот у римлян, как раз, самый настоящий реализм. Собственно, жанр реалистического портрета именно римляне и создали. У греков еще сильно чувствовался символизм, все их коры и куросы совершенно не реалистичны. Только в конце эллинистической эры стал преобладать реализм (Лисипп, Пракситель, Поликлет, Фидий, Агесандр).
А Босха в топку не надо. Ибо все члены МОСХа не стоят члена Босха:)
[User Picture]
From:stalinist
Date:August 17th, 2010 08:01 pm (UTC)

У Босха были идеи, но не было таланта

(Link)
У Дали были идеи и был художественный талант.
У Босха были идеи, но не было таланта.
у Рембрандта был талант, но не было идей.
А у Малевича -- ни таланта, ни идей.
[User Picture]
From:tantalus2
Date:August 17th, 2010 08:16 pm (UTC)

Re: У Босха были идеи, но не было таланта

(Link)
К счастью, современное искусство не исчерпывается одним Малевичем. Дали, Магритт, Матисс, Сера, Синьяк - тоже современное искусство.
From:ddd_ddd
Date:August 17th, 2010 11:08 pm (UTC)

Re: У Босха были идеи, но не было таланта

(Link)
Одна, надо всё же признать, была.
From:(Anonymous)
Date:August 18th, 2010 01:58 pm (UTC)

аберрацией является подобный взгляд на искусство

(Link)
А что есть реализм по-вашему? Второй экземпляр собачки, о котором говорил Гете? Менцель, Лейбль, Репин и Шишкин?
А "Крестьянская свадьба", "Охотники на снегу" или портрет четы Арнольфини - это не реализм?
А какого ЕЩЕ реализма вы ожидаете от библейских и мифологических сюжетов?
:)
И какая это "большая часть" древнего искусства так чужда реализму? Египет, может быть, греческая скульптура, фаюмский портрет, или помпейские росписи?
(Это - "если быть хотя бы поверхностно знакомым" с предметом...)
:)
From:(Anonymous)
Date:August 17th, 2010 08:30 pm (UTC)
(Link)
... примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней...
Powered by LiveJournal.com