Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Две составляющие веры в Бога

Принято считать, что вера в бога сближает: "По крайней мере, мы оба верим в бога!" Однако вера в бога имеет разные совершенно различные измерения, поэтому два верующих могут оказаться не только не единомышленниками, но и идейными врагами.

Бог имеет, по крайней мере, две ипостаси (я употребляю это слово безотносительно к христианской идее Троицы, поскольку предполагаю здесь более высокий уровень абстракции): создатель материального мира и моральный Судия. Эти ипостаси совершенно независимы: так, в гностицизме материальный мир создал Демиург-злодей.

Бог как Cоздатель
Среди советской и пост-советской интеллигенции модно было говорить что-нибудь вроде этого: "Я не христианин, но я верю в высшее существо, создавшее мир". Таким образом человек, одной стороны, отмежевывался от коммуняк-безбожников, а с другой -- от мракобесия христианства, ощущая себя благородным во всех отношениях.

Акцент на ипостаси бога-создателя энергично продвигался просвещенцами в виде теории бога-часовщика, и не без умысла. Эта теория состояла в том, что бог создал мир, подобно тому, как часовщик изготовливает часы, завел мировую пружину и отпустил его функционировать по заданным законам. (Кстати, Ньютон верил в божественную природу открытого им (или "открытого им"?) закона гравитации.)

Интересно в этой картине то, что после запуска мира бог уже не нужен -- всё течёт и изменяется само по себе. То есть это была, по существу, промежуточная стадия исключения бога из рассмотрения вообще.

Мир создан богом за 6 дней или Большим Взрывом за 6 миллисекунд? Мне это, по правде говоря, безралично: какая разница? И то, и другое является предметом веры. Наука ведь тоже основана на вере -- вере в то, что мир устроен просто и объяснимо. (К чести ее надо сказать, что до сих пор она собрала немало теоретических и экспериментальных знаний, которые свидетельствуют в пользу этого.)

Здесь уместно отметить, что яростная борьба верующих в творение и верующих в биологическую эволюцию является, на мой взгляд, малозначительным эпизодом противостояния веры и безверия. Создал ли бог жизнь, или она возникла самопроизвольно благодаря специально устроенным богом условиям, или благодаря случайности? Мне этот вопрос совершенно не кажется важнейшим с точки зрения религии -- это всё вопросы о боге как создателе, и эти вопросы никак не могут влиять на нашу жизнь: и мать Тереза, и каннибал могли одинаково верить в бога-создателя, и при этом поддерживать весьма различные стили жизни.

Бог как Судия
То, что действительно важно для нас в повседневой жизни, это сущестование Бога как Судии, оценивающего здесь и сейчас наши мысли и поступки с духовной точки зрения. Вера в Бога-Судию отражается на нашей жизни: в зависимости от того, боимся ли мы Божьего Суда или нет, мы стараемся или не стараемся избегать того, что мы понимаем как грех.

Таким образом, главное в христианстве -- это Бог-Судия, в отличие от иудаизма, акцентирующего бога-создателя. В том смысле христианство и иудаизм не имеют почти ничего общего.

В какого бога верят русские?
Русская вера утилитарна, являясь, скорее, суеверием. Русские хотят решать с ее помощью свои материальные проблемы, поэтому бог-создатель им очень нужен, а о Боге-Судии они не думают -- это слишком абстрактно.
Tags: christianity, religion, russians
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments