?

Log in

No account? Create an account
Еще раз о вере в Евангелия - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
December 16th, 2005
04:04 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Еще раз о вере в Евангелия
См. Христианство: Иерархия догм.

dr_jen пишет (в обсуждении Христианство — еврейская религия?):

Новый Завет писал Бог через стяжавших Святого Духа людей.

То есть, надо понимать, dr_jen рассуждает так:
Веруешь в это? Молодец, христианин!
Не веруешь? Изыди, сатана!

Между тем корпус документов христианства весьма обширен; надо ли требовать от христиан признания всех их богодухновенными, или, может быть, требовать только некоторого кандидатского минимума?

Некоторые люди (вроде dr_jen) надеются, что Бог всё необходимое людям знание разложил по полочкам и снабдил его ясными и понятными ярлыками. Собственно говоря, эти люди видят христианское вероучение чем-то вроде каменных скрижалей, содержащих простой и не допускающий толкований текст, написанный под непосредственным присмотром Бога. (Но даже простой текст скрижалей допускает нетривиальное толкование -- см. Так говорил Моисей.)

Боюсь, дело обстоит не так гладко. Я думаю, Бог ожидает от нас не слепой веры в простые тексты, а веры во что-то иррациональное и не вербализуемое полностью. Он ждет от нас веры как постоянного пожизненного труда познания Бога, если угодно, как подвига. Нет подвига в цитировании канонических документов; есть подвиг в преодолении сомнения.

Я уподоблю это современной юридической литературе. Есть простые принципы, и есть сотни томов о том, как эти принципы трактовать в тех или иных ситуациях. Должны ли все обыватели прочитать эти сотни томов, чтобы быть уверенными в том, правильно ли они понимают закон?

Нет; обывателям, в большинстве случаев, остается догадываться, толковать, интрепретировать для себя.

Так и у верующих. Большая часть их веры индивидуальна. Бог даровал человеку право на сомнение. Это право естественно сочетается со свободой воли, данной нам Богом. Не бывает веры без сомнения. Вера, таким образом, простирается от богохульства до фанатизма, и человек может оказаться в любой промежуточной градации.

В какой мере мы можем испытывать Божье терпенье сомнением? Нигде не написано; каждый решает для себя. Пожалеем тех, кто, по нашему мнению, слишком много себе позволяет; но очень не по-христиански становиться в позу и говорить, что моя вера правильнее -- не так ли делали фарисеи? Только Страшный Суд все расставит по своим местам.

(7 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:ex_jen1930
Date:December 17th, 2005 12:14 am (UTC)
(Link)
уподоблю это современной юридической литературе. Есть простые принципы, и есть сотни томов о том, как эти принципы трактовать в тех или иных ситуациях. Должны ли все обыватели прочитать эти сотни томов, чтобы быть уверенными в том, правильно ли они понимают закон? Нет; обывателям, в большинстве случаев, остается догадываться, толковать, интрепретировать для себя. Боюсь, что с таким подходом обыватель легко загремит в тюрьму. Конечно же, никто сотни томов не читает - простой человек в случае сомнительной ситуации идет к лоеру, который эти сто томов знает и который за пару сотню баксов подскажет ему наилучший вариант. Точно также, как если у человека сломалась машина, он идет к механику, а не придумает сам, что же лучше сделать (если же он, конечно, не разбирается хорошо в авторемонтном деле). Вот в православии роль таких дипломированных "лоеров" выполняют святые отцы. Не понимаешь какой-то вопрос - почитай, а как на него отвечали люди, которые были прославлены во святых.
From:ex_jen1930
Date:December 17th, 2005 12:16 am (UTC)
(Link)
Кстати, Вам же уже дан был однажды ответ по данному вопросу другим участником:

http://www.livejournal.com/users/neostalinist/17492.html?thread=200020#t200020
[User Picture]
From:apophates
Date:December 17th, 2005 01:26 pm (UTC)
(Link)

Веруешь в это? Молодец, христианин!
Не веруешь? Изыди, сатана!


Аминь, истинно так. С уточнением, что предметом веры являются не "факты", но система ценностей. Кто не разделяет ценности передатчиков предания - тот вне этого предания. Тавтология, да.

Заметьте, что христианской специфики тут нет, речь о вере вообще и о ее непременном спутнике, предании. Вера вообще не может быть определена иначе, чем через "двойственное" к ней понятие - предание.
From:ex_jen1930
Date:December 17th, 2005 11:43 pm (UTC)
(Link)
Кстати, как я понимаю, предание относится не только к вере, но вообще есть неотъемлемая часть гносеологии. Т.е. все, что человек познает не путем непосредственного опыта, он познает путем доверия какому-либо преданию. Та же наука, скажем, есть типичнейший пример предания.
[User Picture]
From:apophates
Date:December 18th, 2005 09:31 am (UTC)
(Link)

Если всерьез, то я вообще не выделяю науку из веры. Но для многих слово вера скомпрометировано, и целиком вытеснено именно наукой.

И еще важный момент: экспликация предания в гносеологии необходима именно теперь, в качестве противоядия постмодерну. Традиционное общество с успехом обходилось без нее. Например, людям даже в голову не приходило поставить сомнение в пару к религиозной вере: сомнение играет роль в выборе веры. Кому-то, тем не менее, может нравиться положение вечно сомневающегося безверующего... А еще сомнение - инструмент неверия тому, что веры не заслуживает (отсылаю к своему юзеринфо). Раньше сомневаться и не веровать было необходимо в основном отцам-пустынникам, а теперь всем.
From:ex_jen1930
Date:December 18th, 2005 09:22 pm (UTC)
(Link)
Со всем согласен, кроме вот этого:

Если всерьез, то я вообще не выделяю науку из веры.

Тогда получается, что православие и наука несовместимы: ведь если науку не выделять из веры, то веровать "научному преданию" нельзя, ибо для православного в религиозной сфере допустима вера только преданию святоотеческому и больше никакому. Как же тогда быть?
[User Picture]
From:apophates
Date:December 18th, 2005 09:27 am (UTC)
(Link)

Не "вера в Евангелия", а вера благовествованию Предания святых Апостолов и Отцов. Именно это - православная вера, именно это определение одинаково верно и в традиционном обществе, и в постмодерне, и в модерне - переходной эпохе, откуда "мы все родом".
Powered by LiveJournal.com