?

Log in

No account? Create an account
Коммик, Just Коммик
September 14th, 2010
09:50 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Не так плох Ельцин, как его малюют
Глупые люди с умным видом говорят: "История не знает сослагательного наклонения". Между тем историю России сослагают все, кому не лень: "Ах, если бы только Николай не поддался не давление и не подписал отречение..." "Ах, если бы только немцы распломбировали вагон с Лениным..." "Ах, если бы Горбачев в детстве был голодный и проглотил утюг холодный..."

Все эти рассуждения предполагают значительное влияние на историю и личности, и случайности, а это -- вопрос темный.

Советский Союз сгубили жалкие и ничтожные личности, и это мне особенно болезненно воспринимать; это выглядит чудовищным невезением и, кажется, будь те, в чьи лапы упала власть КПСС, хоть чуточку поприличнее, всё пошло бы по-другому.

То есть, повторюсь, жалко погибшую Родину, но то, что она погибла от случайности, жалко втройне!

Эта заметка задумана быть бальзамом на душу мне самому и тем, кто горюет о том, что насильниками страны стали именно омерзительные Ельцин и Чубайс.

Не буду томить читателя: я собираюсь показать, что, как только решение о срочной приватизации основных экономических объектов СССР было принято, результат непременно был бы таков, каков он есть, независимо от того, Чубайсом ли она проводилась бы или кем угодно еще. Точнее говоря, результат мог бы быть гораздо хуже -- так что нам следует еще и быть благодарным Ельцину за то, что его душегубство не зашло слишком далеко.

Итак, я предлагаю рассмотреть, какой результат приватизации мог бы оказаться приемлемым. Для этого рассмотрения я и затеял опрос "Если бы я был чубайсом..." Посмотрим же на его результаты.

Из 24 человек ответивших -- всем большое спасибо! -- 13 высказались против капитализма, а, значит, и приватизации вообще. Естественно предположить, что большинство читателей моего дневника -- мои единомышленники, поэтому они и высказались в большинстве против капитализма.

Но, может быть, часть из них высказалась против капитализма, потому что, поразмыслив, поняла, что ничего хорошего от поспешной приватизации ожидать не приходится в любом случае?

В самом деле, рассмотрим остальные варианты.

Советские люди взалкали капитализма по простой причине: в развитых капиталистических странах средний жизненный уровень трудящихся был гораздо выше, чем в СССР. Следовательно, советские люди полагали, что надо включить в нашей стране те преимущества капитализма, которые, предположительно, и обеспечили этот высокий жизненный уровень.

Каковы эти преимущества? Минимальное вмешательство как государства, так и самих трудящихся в управление производством. Чиновничье управление непременно неэффективно и коррупционно, а трудящиеся не смогут выбирать наиболее эффективные решения, потому что интеллект толпы, даже содержащей несколько гениев, равен интеллекту амебы. Таким образом, чтобы пожать плоды капитализма, надо всю основную собственность приватизировать.

Как только решение о быстром и полном переходе к капитализму принято, оно сразу исключает второй вариант: "Я за капитализм, но против приватизации: пусть новоявленные буржуи создают свою капиталистическую экономику, параллельную советской, с нуля" (за который, однако, проголосовало 3 человека), поскольку этот путь верный, но очень долгий.

Третий вариант: "Я за приватизацию, но экономика СССР должна была остаться во всенародной собственности, как это предполагала ваучерная приватизация; ваучеры должны были быть именными и не подлежащими продаже/обмену", когда вся собственность разделена в равных долях между множеством мелких акционеров, каждый из которых нуждается в регулярных дивидендах, исключает крупные инвестиционные проекты с отдачей в отдаленном будущем, поэтому он породит неэффективную экономику: для эффективности, нужны немногочисленные мажоритарные собственники.

Перейдем же теперь к вариантам с немногочисленными собственниками -- 3 следующих варианта, набравших, по справедливости, всего один голос на всех. Одна из проблем здесь такова: как определить, насколько кандидаты в собственники порядочны и/или талантливы? Ни надежных критериев, ни надежных детекторов для этого не существует.

Далее, даже если бы мы могли найти порядочных или талантливых, порядочные собственники не обязательно будут эффективными менеджерами, эффективные менеджеры не обязательно будут порядочными, а случайные собственники не будут, скорее всего, ни тем, ни другим.

И, наконец, даже если бы мы могли найти и порядочных, и талантливых собственников, нет никакой гарантии, что их дети-наследники будут таковыми; более того, почти наверняка они не будут ни порядочными, ни талантливыми.

Следующий пункт -- продать экономику страны на аукционах за хорошие деньги и пустить их на пользу трудящихся -- выглядит достаточно разумным; за него проголосовало 3 человека. Здесь, однако, тоже есть свои проблемы.

Первая -- как получить хорошие деньги. Можно продать новоявленным новорусским буржуям -- но у них-то как раз денег-то еще и нет! Тем более денег законно приобретенных. Продать им -- значит, не выручить, практически, ничего. Остается продавать буржуям заграничным, и тогда вместо шпаны Ромы Абрамовича собственником стал бы, скажем, уважаемый американский бизнесмен Ричард Абрамсон. Он бы, может быть, и отвалил бы денег, но собственность бы стала принадлежать иностранному владельцу, с соответствующим вывозом прибыли, русофобским менталитетом и, в конечном итоге, контролем США над этой собственностью. Этого не случилось, и за это надо благодарить Ельцина. Если бы он был рационален и логичен, он бы распродал всю Россию Западу и Японии. Хорошо, что хоть что-то русское ему не было чуждо.

Вторая проблема: что делать с предположительно огромными деньгами от приватизации? В руках чиновников их оставлять нельзя -- растранжирят и разворуют; не для этого же капитализм вводится! Можно их раздать всем гражданам поровну, и граждане потратят их на потребительские товары, или вложить в общественные фонды потребления: медицину, образование, дома отдыха, санатории и т.п. Всё это на некоторое время сильно подняло бы уровень жизни граждан, но это была бы чистая растрата средств без всякой возможности их воспроизведения. Пожил бы советский народ некоторое время хорошо, но всё равно, в конце концов, пришел бы к тому же разбитому корыту, что и сейчас.

Как ни крути, а поспешная приватизация была бы гибельна в любом случае и ничем бы, по существу, не отличалась бы реализованного Ельциным и Чубайсом варианта -- а это вариант бесплатной раздачи всей собственности случайным проходимцам.

Беда была, таким образом, не в том, что наверху оказался Ельцин и его подручные, а в том, что советский народ, вожделяя колбасы, не отверг на корню саму идею немедленной и полной приватизации. Советскому народу надо было, подобно народу китайскому, вооружиться терпением на многие десятилетия, за которые и какие-то разумные капиталистические элементы могли возникнуть и достойно развиться, и само советское государство сэволюционировало бы к чему-то более эффективному.

Tags: , ,

(5 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lemantar
Date:September 15th, 2010 05:26 am (UTC)
(Link)
"она погибла от случайности"

она существовала 74 по случайности. но сколько веревочке не виться...
[User Picture]
From:granit_tagor
Date:September 15th, 2010 02:18 pm (UTC)
(Link)
Вы никогда не читали книжицу Vance Packard "The Waste MAkers"? Мне, признаться, сильно дала по мозгам продвинутость американских проходимцев. Я думала, меня уже не удивить, но тут на каждой странице столько открытий, что тяжело не оцепенеть. И все по состоянию на 1960 год. 50 лет назад, а как вчера...
[User Picture]
From:stalinist
Date:September 15th, 2010 02:35 pm (UTC)

Нет, не довелось, но спасибо за ссылку!

(Link)
Нет, не довелось, но спасибо за ссылку!
From:(Anonymous)
Date:September 16th, 2010 05:06 am (UTC)
(Link)
Да, беда была не в Ельцине конкретном, и не в Чубайсе. Как и почти все ( за ничтожным искльчением) нынешние властители на постсоветском пространстве - это просто подонки, оказавшиеся удобным орудием разрушения страны.
Но и не в вожделениях совесткого народа была беда. Беда была в том, что эти вожделения были народу в огромной степени навязаны, разожжены искусственными дефицитами и байками о тучном Западе. В том, что "элита" не только не смогла направить процессы по здравому пути, но в том, что она сама в огромной части своей оказалась ублюдочной.
Т.е. беда была в антинародном характере этой элитарной верхушки ( националистические подонки в нац. образованиях; и - ну да, конечно же - космополитическая пятая колонна в центре).

Мне стыдно, я очень плохо разбираюсь в экономике, она меня совершенно не интересует. И разграбление страны происходило и присходит без моего участия.
Но я не понимаю, как люди все это терпят. Я в принципе не могу понять, в чем могут быть, например, "преимущества" крупной частной собственности.
( Тем более - АБСОЛЮТНО КРИМИНАЛЬНОЙ, ЦЕЛИКОМ ВОРОВАНОЙ, как в нынешней РФ.)
Чем эффективность совета директоров частной компании отличается от эффективности совета "красных директоров"? Ведь крупнейшие фирмы, в основном - акционерные.
А может быть кто-то, глядя на физиономии абрамовичей или дерипасок, хотя бы на секунду верит в то, что они - исключительные в своем роде "гении менеджмента"?( И - что Путин - "мудрый и хитроумный политик", а Медведев - вообще способен чем-либо управлять?..)
И если "эффективный менеджер" действительно так талантлив, то почему за прибыль в сто миллионов он "увлечен своим делом", горит на работе, бедняжечка, а за зарплату плюс гонорар в несколько миллионов (обеспечивающие ему точно такой же уровень потребления) - он становится совершенно равнодушен к этому своему "любимому делу" ?
Ах да, бесценная "возможность рисковать своим капиталом".
Допустим даже, что это экономически иногда может быть оправдано ( что - вряд-ли). Возьмем только психологический аспект. Азарт Большого Дела.
Ну так это тоже не проблема. Дайте право народному менеджеру рискнуть некоторой частью народного капитала.
А в случае неудачи - ему, как банкроту, даже выбрасываться из окна небоскреба не придется. НКВД и народный суд - обеспечат ему необходимый уровень адреналина.
:)

//
[User Picture]
From:stalinist
Date:September 16th, 2010 11:52 am (UTC)

Капитализм -- это конкуренция и свобода

(Link)
Капитализм -- это конкуренция и свобода.

Американские электроника, компьютеры, самолеты, вооружения -- лучшие в мире. СССР всегда коряво следовал в хвосте.

К примеру, один советский разработчик турбореактивных двигателей писал о том, что турбина американской крылатой ракеты технологически очень проста и состоит всего из трех частей, поэтому очень дешева в производстве. А нищий Советский Союз производил очень дорогие турбины. Советские твердотопливные баллистические ракеты весят больше, несут меньше и на меньшую дальность. Если несут вообще...

Это, конечно, не значит, что российский капитализм оказался лучше советского социализма; этот капитализм оказался несовместим с жизнью, но причины интереса к капитализму должны быть понятны.
Powered by LiveJournal.com