Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Блаженны ли нищие?

Заповедь Христа "Блаженны нищие духом" нетривиальна для понимания. У специалистов преобладает такая точка зрения: "нищий духом" -- это не бедный в материальном смысле человек, а человек, осознающий свою ничтожность перед лицем Бога.

Надо сказать, что существует также мнение, жертвой которого я сам был некоторое время, что в оригинальном тексте стоит просто слово "нищие", а добавление "духом" появилось в недобросовестном церковно-славянском переводе. Однако оригинальный греческий текст действительно содержит слово "духом" (πνεύματι -- pneumati -- пневмати), так что это мнение почти наверняка ложно.

Тем не менее, это последнее мнение, даже будучи ложным, почти подсознательно воспринимается русскими людьми как истинное. То есть русские не против того, что блаженны нищие духом, но они, в то же время, считают, что и просто нищие -- нищие в материальном смысле -- тоже, скорее всего, блаженны. Это подтверждается традиционным почтением к юродивым, кликушам, сумасшедшим в дореволюционной России.

В самом деле, почтительное уважение к бедности сидит в самой сердцевине русской души (современных расиян не предлагать). Мы чувствуем почти инстинктивную симпатию к бедному, полагая, что его тяготы и страдания гарантируют его душевное совершенство. Мы привыкли думать, что бедные люди, скорее всего, -- люди хорошие.

Когда русские человек борется против угнетателей в интересах угнетенных, он делает это, исходя из двух соображений: во-первых, угнетение несправедливо, во-вторых, угнетенные -- люди хорошие, которых поэтому особенно жалко.

В свою очередь, чтобы поднять накал борьбы против эксплуататоров, российская и советская культуры традиционно представляли богатых как людей с непременно черной душой.

Однако век живи -- век учись и не удивляйся, что и на старости лет можешь обнаружить у себя детские заблуждения. Совсем недавно мне попались, по существу, два соображения, которые дают основания сомневаться в качестве души слабых людей и, в частности, бедных.

Одно соображение -- биологическое, основанное на наблюдениях над обезьянами и использующее пресловутые термины "альфа-самец" и "омега-самец". Британские ученые доказали, что омега-самцы, получившие власть, ведут себя гораздо подлее, чем вели себя имевшие до этого власть альфа-самцы.

(Кстати, про это я писал совсем недавно: ... Для меня фильм интересен прежде всего тем, что он показывает, как гнусный альфа-самец, куражась над омега-самцом, делает последнего еще более гнусным, чем он сам. Фильм иллюстрирует высказывание Бердяева: "Страшнее всего раб, ставший господином".)

Если вдуматься, это не кажется таким уж удивительным: угнетаемый всё время варится в отрицательных эмоциях, снедаемый чувствами обиды, ненависти, жажды мести, зависти, жадности и т.п. Это вряд ли может не подействовать разрушительно на его душу.

Другое соображение -- социологическое и антропологическое. Его активно высказывал А.П.Чехов, такая видная деятельница интернетовского сообщества, как Крошка Cat, введшая в оборот термин лапотники, и, совсем недавно, Андрей Кончаловский:

Пренебрежение к закону, разнузданность власти, неготовность людей к взаимному сотрудничеству, пассивность при столкновении с трудностями, отсутствие гражданского сознания и крайне эгоистическое преследование личных интересов -- вот главные черты крестьянского сознания.

"Крайне эгоистическое преследование личных интересов" очень хорошо иллюстрируется рассказом Чехова Злоумышленник: мужик откручивал гайки с железнодорожного полотна для применения в качестве грузила -- в этом весь русский человек!

Итак, наступая на горло собственной песне, я прихожу к заключению, что бедные люди, скорее всего, большие мерзавцы в среднем, чем люди обеспеченные. Это -- прискорбное следствие угнетенного их положения.

Я полагаю, что мы -- борцы за счастье человечества -- должны быть честны перед самими собой. Мы не должны вводить себя в сладкий транс социалистического реализма. Не должны мы также притворяться перед нашими врагами, делая вид, что мы верим в благородство душ бедняков, поскольку правда рано или поздно выйдет наружу, и мы будем посрамлены, понеся гораздо больший ущерб для правого дела, чем таковой от правды, какой бы горькой она ни была.

Но не льет ли вывод о подлости бедноты воду на мельницу социальных расистов -- консерваторов, либералов и прочей сволочи, -- полагающих, что подлость угнетенных дает право угнетателям их угнетать?

Нет, потому что подлость бедноты -- это следствие их угнетенного положения, и эта подлость -- на совести угнетателей.

Как бы там ни было, из двух соображений, мотивирующих борцов за освобождение трудящихся, у нас остается только одно: такая борьба -- это борьба против несправедливости; преодолев несправедливость, мы уничтожим питательную среду для подлости и среди богатых, и среди бедных, потому что не будет ни тех, ни других.

Правда, для этого нужно время: 70 лет советской власти, очевидно, оказались далеко не достаточны для того, чтобы из темного, варварского, дикого и безнравственного русского народа сделать народ, достойный предоставленной ему свободы.

Увы, борьба за счастье народа -- это борьба по колено в дерьме...
Tags: christianity, morality, russians
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments