?

Log in

No account? Create an account
В протестантской этике -- не только дух капитализма - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
November 9th, 2010
10:58 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
В протестантской этике -- не только дух капитализма
С легкой руки Вебера протестантская этика ассоциируется исключительно с жаждой наживы. Однако есть в ней и нечто, заслуживающее большого уважения.

Людям протестантских стран не свойственно мелкое жульничество, являющееся характерной чертой азиатов, русских и даже граждан католических стран. (Здесь слово "даже" не подразумевает, что католики лучше русских; я имею в виду, что католики граничат с протестантами, но в рассматриваемом вопросе сильно от них отличаются.)

Вероятно, протестанты считают мелкое жульничество ниже своего достоинства. Они не будут обсчитывать, легковесно врать, пытаясь набить цену и т.п. Вероятно, по этой причине в Копенгагене, например, в метро предполагается прокомпостировать билет, но всюду проход свободный, без всяких турникетов: нигде нет никакого контроля -- ни на входе, ни в поездах, ни на выходе. (Кстати, и велосипеды в Копенгагене сплошь и рядом оставляют непривязанными.) В Париже же у нас проверили билеты даже в переходе, после турникета.

В Северной Америке у меня было всего два случая, когда меня пытались дешево надуть: один раз это был мексиканец в Сан-Диего, а второй раз -- франко-канадец в Квебек-Сити.

ДОПОЛНЕНИЕ. См. также О протестантской честности и ее русской альтернативе как причине провала социализма.

Tags: , , ,

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
From:ctrl_points
Date:November 11th, 2010 11:57 am (UTC)
(Link)
"В протестантской этике -- не только дух капитализма"
"Людям протестантских стран не свойственно"

Уважаемый неосталинист, в этих недалеко отстоящих друг от друга фразах нет общей логической привязки.
Разве менталитет людей протестантских стран обязательно на каждом шагу, в каждом факте диктуется протестантской этикой?
Мне кажется, это было бы слишком поверхностным выводом.
Разве каждый протестантский человек до мозга костей - капиталист?
Впрочем, пардон, в первой фразе вы и сами поставили частицу "не" между ними.
И это правильно - Человек, как, грубо говоря, создание божие, то есть, как цельная сущность - отнюдь не капиталист, вовсе не капиталист и противен капитализму, каковой в этом случае можно отождествить с сатанинской составляющей мироздания.

В этом случае, как мне кажется, "Вебера легкая рука", действительно, догматически поспешно поставила знак равенства не там, где следует. Ведь протестантская этика, при всей её капиталистичности, остается этикой, то есть, всё таки, областью сознания. В то время как жажда наживы - это, по большей части, чистая физиология, область инстинктов.
(хотя, в последнем определении я тоже легкою рукою провожу разграничение там, где границ не бывает из-за отсутствия дискретности, мне думается, что, обсуждая только этику, такое философское допущение вполне адекватно).

Протестантская этика даже в своем расцвете не тронула первоначальную ячейку социума гомо сапиенса - общину, и, благодаря этому, не обратилось в антиэтику на потребу сатанизма. А именно община и является генератором, индикатором, катализатором и "папой родным" любой этики, любой модели поведения.
К нашему сожалению, в противоположность этому обстоятельству, православная этика слишком задержала внимание на духовном состоянии хомо сапиенса, догматически отрицая его неразрывное единство с материальной оболочкой.

Приблизительно формулируя, православная этика понадеялась, что божеское в себе человек способен поддерживать самостоятельно, без общинной помощи и контроля. Русский менталитет со свойственной ему бесшабашностью, решил однажды сразу прыгнуть из общины в общенародность, изменить масштаб. В результате все мы, одинокие человеки оказались поражены агорафобией этого пространства. Русский человек на самом деле еще менее способен к жульничеству, чем протестант. Но, из-за потери общинного протекта, отдельный русский человек один перед всеми, а потому не жажда наживы толкает его на жульничество, а страх перед потенциальным жульничеством окружающих.
Powered by LiveJournal.com