Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Свежий взгляд на русскую интеллигенцию

С легкой руки тов. Ленина отношение к интеллигенции в XX веке изменялось от плохого к ненависти. Между тем с этим термином связано множество недоразумений. Я сразу приведу несколько тезисов, которые раскрою подробнее ниже:

1. Интеллигентность не имеет никакого отношения к умственному труду. (Впрочем, такая мысль проскальзывала и в советское время: мол, и рабочий может быть интеллигентным. Однако у большинства советских "интеллигентов" она вызывала когнитивный диссонанс.)

2. Интеллигентность невозможна в материалистическом обществе, каковым, начиная с начала XX века, являлось население всех стран, считавших себя до этого христианскими (Европа, Северная Америка).

3. Советская власть и советское общество не разделяли идеалов русской интеллигенции -- это следует из предыдущего пункта.

Итак, начать надо, конечно, с определения. Обычно люди попадают в ловушку этимологии: поскольку корень в слове "интеллигенция" означает "разум", интеллигенцию обычно принято ассоциировать с умственным трудом, ее трактуют как извращение термина "интеллектуалы" и т.п. Между тем дело не в том, как объект назвали, а в его наблюдаемых свойствах, из которых и нужно выводить его определение. Так, "горячая собака" (hot dog) -- может быть, и горячая, но совсем не собака (hopefully).

Основное же свойство русской интеллигенции, то есть людей, которых принято было относить к этой категории русского общества XIX века, -- способность сопереживать униженным и оскорбленным. Именно сопереживать, не более того. Это свойство отличает таких русских писателей, как ранний Достоевский (с оговорками), у которого я позаимствовал фразеологию, Некрасов, Тургенев и многие другие. Замечательно это проявилось у Чехова в рассказе Моя жизнь и, разумеется, у его многочисленных героев, в большинство пустозвонов. При этом не важно, являются ли униженные и оскобленные большинством или меньшинством; интеллигент ассоциирует себя с ними, даже если они в меньшинстве.

Вот, возражают, Некрасов жалостливо писал о несчастной доле русских крестьян, а сам невесту в карты проиграл и не отдал. Это не противоречит определению: сопереживать -- одно, делать -- другое. Интеллигентность -- это состояние души, а не материальной активности.

Много это или мало -- сопереживать? С точки зрения материализма, это вообще ничего: о человеке судят по делам его; от того, что он думает, никому ни холодно, ни жарко, да и кто его знает, о чем он там думает? Однако Кто-то знает -- это Бог. И, с точки зрения Бога, только это-то и важно: что человек думает. Отсюда понятно, что интеллигентность бессмысленна в отсутствие духовного восприятия. (Этот абзац покрывает тезис 2 наверху.)

Впрочем, с моей точки зрения, даже и вне концепции Высшего Судии качество человека определяется именно его мотивами и побуждениями, а не непременно результатами его действий. Например, кто-то убил кого-то, подпав под формальное определение уголовного преступления -- умышленного убийства с отягчающими обстоятельствами. Я не возьмусь судить этого человека, если я не знаю его мотивов. Если я найду его мотивы благородными, а буду относиться к нему с уважением и сочувствовать ему, а не осуждать, даже если он убил по ошибке, объективно причинив зло.

Разумеется, я не имею в виду, что человек, способный к состраданию, может почивать на лаврах лишь на основании одного этого своего чувства. Однако, русская интеллигенция, определение которой я даю на основании ее свойств, в никаких материальных подвигах замечена не была.

Почему же возникла сама ассоциация такого сорта людей с умственным трудом, что проявилось и в названии "интеллигенция"? Потому что интеллектуальные представители русской интеллигенции просто оказались хорошо заметной верхушкой айсберга благодаря доступу к печатному станку. Про неинтеллектуальных интеллигентов нам просто мало что известно. Тем не менее, к примеру, хамство у нас считалось несовместимым с интеллигентностью. Почему? По простой причине: хамство является приведением потерпевшего в состояние униженности и оскорбленности и потому вдвойне не приемлемо для интеллигента: хам не только не сопериживает униженному, но и сам унижает.(Тезис 1.)

Перейдем теперь к самому интересному и актуальному тезису 3: к Советской власти и советскому народу. И та, и другой не любили интеллигенцию, хотя и по разным причинам.

С точки зрения Ленина и его соратников-большевиков (как и их духовного отца-мизантропа Маркса), целью их деятельности было добиться торжества некоей достаточно для них абстрактной идеологической доктрины: мир, рассматриваемый свысока, как зверинец, был устроен нехорошо; нужно было его переустроить по определенным правилам. При этом я не имею в виду, что все большевики были безжалостны к народу, для которых он был просто глиной для лепки абстрактной скульптуры; нет, это не так, но беспокойство о судьбе народа выглядело как беспокойство у судьбе стада; всякую коровку жалко, но некоторых приходится периодически пускать под нож.

Тов. Сталин-государственник сменил идеологическую доктрину, но не стал интеллигентом; не стали ими и его последователи.

А что же советский народ? Как оценить степень его интеллигентности? Очень просто: достаточно посмотреть, с кем ассоциировали себя советские люди в мировой и исторической перспективе.

Мы хорошо знаем, что советские люди взалкали капитализма. Почему? Потому что они думали, что при капитализме они будут жить так, как показывали в заграничном кино из жизни состоятельных людей -- а именно такое кино, по преимуществу, закупалось Советским Союзом. То есть они ассоциировали себя с высшими социальными слоями Запада, и отнюдь не с нижними угнетаемыми социальными слоями Азии, Африки и Латинской Америки.

Далее, когда речь заходила о ностальгии по поводу "России, которую мы потеряли," с ее "упоительными вечерами", советские люди ассоциировали себя с поручиками Галицыными и наташами ростовыми (спасибо тов. Сталину за наши счастливые самообманы!), а не с темным, забитым и нищим многочисленным русским крестьянством.

Как видно, в обоих этих случаях советские люди примеряли на себя шкуру благополучного богача, а не униженного и оскорбленного, которых даже в самых благополучных капиталистических странах есть немало.

Таким образом, советский народ, по понятным причинам, оказался принципиально неинтеллигентным, что его, увы, и погубило...
Tags: culture, morality, old_russia, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments